Альберт Уотсон: «Мне никогда не везло попасть к кому-то в ассистенты»

Альберт Уотсон: «Мне никогда не везло попасть к кому-то в ассистенты»

Дарья Курдюкова   27 февраля 2015
5 мин
Альберт Уотсон: «Мне никогда не везло попасть к кому-то в ассистенты»

Журнал Photo District News причислил Альберта Уотсона к самым влиятельным фотографам, поставив в один ряд с Ирвином Пенном и Ричардом Аведоном. Родившийся в Шотландии, успевший поработать клерком, учителем и даже фабричным служащим, переехавший в Штаты, Уотсон снимал для Vogue, Rolling Stone, GQ, рекламные кампании для Chanel и Prada, сделал самый известный фотопортрет Стива Джобса и придумал необычные фотообразы Мика Джаггера в леопардовой шкуре (на лице!) и Дэвида Боуи (с головой в клетке-«шлеме»). Ему позировали Альфред Хичкок, Моника Беллуччи, Кейт Мосс и десятки других знаменитостей.

Выставка Уотсона открылась в Мультимедиа Арт Музее в рамках IX фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии». Организаторы сообщают, что он редко дает интервью. Но беседовать с ним интересно, и перед открытием выставки Time Out успел задать пару вопросов — о том, как образование графического дизайнера помогло ему найти свой стиль в фотографии. Кажется, директор МАММ Ольга Свиблова обмолвилась однажды, что хороший фотограф может снимать хоть на телефон, — и пока мы разговаривали, Уотсон действительно постоянно фотографировал, объяснял и словом, и делом. Для пущей наглядности он поставил стакан так, чтобы тот наполовину «нависал» над полом.

А как вы придумали засунуть голову Дэвида Боуи в клетку, напоминающую шлем с поднятым забралом? Как вообще вы придумываете образы? Это всегда история о герое, но у вас она рассказывается не через действие — наоборот, персонажи немного натюрмортны.

Был один польский рисунок 1940-х годов с головой в коробке, и мне захотелось снять в таком сюрреалистическом духе Дэвида Боуи — ведь голова в коробке сюрреалистична. Этот снимок, кстати, сделан на пленку, что не так просто: с цифровой камерой все это можно провернуть за несколько минут, а мы действительно взяли коробку, и Боуи хорошо подыграл — склонил голову так, будто она мертвая. Но на выставке будут все фотографии с ним, сделанные в тот день.

Вы по образованию графический дизайнер, но, как пишут, сосредоточились именно на фотографии довольно поздно, уже лет в тридцать. Такой поздний приход в профессию мог вызвать какие-то комплексы, а мог, наоборот, и освободить, помочь найти свой стиль, не оглядываясь на других.

На самом деле это не совсем так. Я начал учиться в 21 год, и когда у меня появилась первая камера, стал совмещать графический дизайн с фотографией. Закончил университет в 27, год проработал учителем и с 28 лет уже работал только фотографом. Но за 7 лет я очень многому научился, многое впитал в себя. Конечно, если сравнить, например, с моей ассистенткой-техником, которая уже три года помогает мне в Нью-Йорке и которой сейчас как раз 28 лет, ее уровень знаний о фотографии выше, чем в ее возрасте был у меня. Мне просто никогда настолько не везло, чтобы попасть к кому-то в ассистенты.

Хорошо, я немного о другом хотела спросить. Фотографам, художникам вообще осведомленность о том, что в их сфере уже сделано, помогает или мешает? Бывают ведь случаи, когда вдруг человек со стороны находит нетривиальный взгляд.

Я очень хорошо знаю историю искусства — со Средневековья, с иконописи, с Ренессанса, да даже с наскальной живописи. У меня даже есть русская икона XII века из слоновой кости. И музыкой, и архитектурой я тоже всегда интересовался. Все это не только помогает, но главное, вдохновляет меня на то, чтобы сделать изображения, как я надеюсь, лучше. Больше знаний — больше помощи. Хотя порой красота видна и в языке примитива. Я вот год назад видел в «Метрополитен-музее» отличную выставку быстрых, спонтанных снимков, кадров повседневности. Профессиональные фотографы обычно этим не занимаются, они очень серьезно ко всему подходят и тщательно готовят съемки в студии — но вот эту невинность любительского взгляда им сложно поймать, и в этом смысле знание иногда мешает. Что до меня, одно из моих преимуществ — опыт графического дизайнера. Графика иногда дает импульс моим снимкам.

Как, например, на фотографии с Наоми Кэмпбелл в профиль, где ее голова совсем «ушла в тень», став не объемом, а силуэтом?

Просто графический дизайн помог мне научиться строить образ, помог концептуализации — я быстро вижу кадр, и часто решение картинки получается графическим. Как вот тут — ну, может, не самый лучший пример, но тем не менее — в этом стакане (показывает только что эффектно снятый на айфон стеклянный стакан: блики, геометрия полукружий — все тут). Иногда графический дизайн помогает избежать линейного мышления: не идти из пункта А в пункт Б прямой дорогой, а придумать что-то более сложное и извилистое, более интересное. Вы можете даже сделать что-то сюрреалистическое. Но у всего этого, чему учит графический дизайн, есть и обратная сторона — вместе со знанием иногда теряется непосредственность, простота, которая есть у примитивного, непрофессионального искусства.