Life Zone
«Есть ли жизнь на Марсе? Там есть Life Zone», — решили кураторы одноименной выставки Наталья Панкова и Максим Свищев. Приписав в качестве объяснения: «“Зона жизни” в астрономии означает область, внутри которой возможна жизнь. Область, наиболее благоприятная для существования». Применительно к выставке с этим, пожалуй, можно и поспорить — по крайней мере, жизнь в состоянии тотального погружения в новейшие технологии, компьютерную графику и интерактивные инсталляции все-таки не назовешь полной чашей. Но как эксперимент это вполне любопытно и развлекательно: интерактивность не столько вовлекает публику в процесс обдумывания, сколько превращает все это в симпатичный аттракцио — ну вот надо же, как математический ум может создать компьютерную программу, чтоб она такое выделывала.
Собственно, это, пожалуй, главное в нынешнем показе — иную связующую нить поймать не удалось. Поэтому My Whale группы TUNDRA погружает пространство в мерцание шестигранников, облепивших потолок, будто вы оказались в улье с сотами. «Whale» переводится как «кит», и эту инсталляцию TUNDRA показывала на теплоходе «Брюсов». То ли вы всматриваетесь в этого кита, то ли сидите в его чреве, то ли — если вспомнить про второе значение «whale» как «нечто удивительное» — просто можете на время изменить вид комнаты вокруг себя: взобравшись на балкон и поднеся к специальному устройству смартфон с какой-то картинкой так, что программа считает ее и транслирует через эти самые соты.
Можно, впрочем, сосредоточиться не на гаджете, а на себе. QI-CHI, сделанная Александром Шаляпиным, Максимом Свищевым и Владом Накоряковым инсталляция, пытается окружить вас изображениями каких-то не знающих устали потоков, а если встать в самый центр, так увидите и себя — преображенными «зеркалом» компьютерных технологий. Самая, пожалуй, поэтичная и связанная с привычными материальными произведениями искусства работа в Life Zone — это KOKON группы «Спина». Рояль, на котором, по уверению экспликации, играл Скрябин, экспериментировавший с сопряжением цвета и музыки, запеленут в белые веревки. Но в отличие от модной японской художницы Тихару Сиоты, любящей оплетать свои объекты и пространство вокруг них нитями, на рояле все еще можно играть: прикосновение к нитям «кокона» отзывается и внутри инструмента (тут, понятное дело, снова в силе технологии), и в изменении света вокруг вас.
В общем, вы попадаете не то что в Королевство кривых зеркал, а в лабиринт цифровых мирков, тянущих каждый в свою сторону. Как выставке всему этому недостает развития, драматургии, которая бы связала друг с другом разрозненные эпизоды. Посмотрим, что будет дальше: заявлено, что нынешним мероприятием с 15 работами медиахудожников обеих столиц М’АРС открывает новый этап и впредь намерен развиваться в направлениях генеративной графики и, например, саунд-арта.
C 27 февраля по 15 апреля