Клинт Иствуд и Брэдли Купер: «Мы пытались снять взрослый фильм о войне»
Клинт, чем вас заинтересовали мемуары Криса Кайла?
Клинт Иствуд: Когда мне позвонили со студии Warner Bros. поинтересоваться мнением о проекте, я как раз снимал другую картину и читал книгу Кайла («Американский снайпер: автобиография самого смертоносного снайпера ХХI века») для собственного удовольствия. Мне была любопытна и история, и сам Кайл. Так вот, звонят со студии, а я им: «Ну ничего себе! Мне тридцать страниц дочитать осталось, перезвоню». Потом позвонил Брэдли и сказал: «Студия хочет, чтобы ты снимал». Ну и поехали.
Вы встречались с семьей Криса Кайла. Вы узнали о нем что-то, чего не было в книге?
Брэдли Купер: Не могу говорить за Клинта, но мне кажется, что мы в принципе большую часть знаний о Крисе почерпнули не из книги. Намного больше нам дали выходные, проведенные в Мидлотиане, это Техас, с его семьей – женой Тайей, детьми МакКенной и Колтоном, его братом Джеффом и Уэйном с Дебби – это его родители. Так случилось, что в те выходные они отмечали годовщину его смерти. Ни одна книга не даст тебе того, что дает общение с близкими героя. Кроме того, нам показали видео и интервью с Крисом, все фотографии и электронную переписку. Тайя показала нам его одежду. Во многом благодаря ей мы смогли добавить в фильм много деталей о Кайле, его маленьких пунктиков, о которых может знать только близкий человек. Несколько историй об их отношениях, которые она нам рассказала в тот уикенд, вошли в сценарий.
Клинт Иствуд: Познакомиться с ней было важно и с точки зрения кастинга. Мы хотели, чтобы актриса в роли Тайи была похожа на нее не внешне, а по духу – и Сиенна Миллер идеально подошла. Я не ожидал: у нее такой хорошо поставленный американский акцент, даже и не скажешь, что британка.
Как вы для себя объясняли желание Кайла возвращаться на войну?
Брэдли Купер: Это, наверное, прозвучит пошло, тем более в наше время, но он сам все объясняет в фильме, когда говорит Тайе после знакомства: «Я готов отдать жизнь за свою страну. Я хочу быть полезным». Для него это не просто слова. Он в них верил. Он хотел быть ковбоем и солдатом, точка. И он жил с такими убеждениями с детства, защищая младшего брата и превращаясь в того мужчину, которым стал. Таким я узнал Криса Кайла и таким он предстает в фильме. Он не мученик, не супергерой, просто вот такой был человек.
Клинт Иствуд: Я думаю, ему нравилось быть лидером и защищать слабых, он считал это своим призванием. Кайл много трудился, чтобы стать хорошим «морским котиком» и стрелком, а это нелегко: кроме серьезной физподготовки, от этих парней требуется психологическая устойчивость. Крис четырежды отправлялся в Ирак, несмотря на то что очень любил свою семью и дом, — хотя легко мог задаться вопросом: «Какого черта? Съездил раз и хватит». Но он чувствовал, что должен вернуться: он потерял там друзей и хотел отомстить. Считал, что миссию нужно закончить.
Этот военный фильм не похож на другие ваши военные фильмы.
Клинт Иствуд: Это так, он как будто разбит на две половины. Вторая, невоенная часть – романтическая и семейная жизнь Кайла. Он возвращается из Ирака – а его жена даже не знает, что он уже в стране. Сидит где-то, пытается собраться с мыслями. Я чувствовал себя так же, когда уходил со службы, – а ведь я даже не был в бою. В этом что-то есть. Тебя вдруг выбрасывает как будто на середину оживленного хайвэя без всякой подготовки. Это интересно. Мы пытались передать это чувство.
Вас уже обвинили в том, что это провоенное кино.
Клинт Иствуд: Ну какое же провоенное. Если уж на то пошло, это антивоенное кино: его герои жертвуют собой, участвуя в войнах, которые невозможно выиграть. Это не просто кино со стрелялками и героическими смертями. Нет, мы пытались снять взрослый фильм о войне.
Брэдли, каково было сниматься у такого режиссера?
Брэдли Купер: Я из-за этого мужика и в актеры-то пошел. Когда я рос, мечтал поработать только с двумя актерами – Робертом Де Ниро и Клинтом Иствудом. И то, что я уже сотрудничал с обоими, просто невероятно. Мы стали друзьями, а это не менее важно, чем удачное сотрудничество.
Клинт Иствуд: Я всегда восхищался работой Брэдли, еще начиная с его ранних ролей в комедиях. И потом, мне грех жаловаться. Это он позвал меня снимать этот фильм.