Катя Павлова («Обе Две»): «Какой смысл становиться клерком с гитарой?»
Группа «Обе Две» сделала следующий кульбит: сначала стремительно прославилась дебютным альбомом и стала «новой надеждой» местной инди-сцены — и приблизительно через год так же стремительно заморозила свою деятельность. Катя Павлова, фронтвумен группы, свою энергию стала тратить на проекты «Alpha-Beta» и «Окуджав» — определенно неплохие. Но поклонники продолжали задавать вопросы о перезапуске той, первой группы. Дождались: в 2015-м сначала увидел свет альбом «Дочь рыбака», а совсем скоро новый состав группы впервые выступит в Москве. И, кажется, это не тот концерт, который можно пропускать без уважительной причины.
8 марта была премьера нового альбома на родине, в Екатеринбурге. Как она прошла?
Первый концерт — я его еще толком не отрефлексировала. Все случилось — и все случилось, как было задумано. Дрожи в коленках не было: она если и бывает, то проходит, когда я делаю первый шаг на сцену. Принимали хорошо, это же Екатеринбург, там все свои. Хотя в какой-то момент я подумала, что нужно было бы делать концерт не в марте, а в сентябре, еще через полгода. Побольше успеть, лучше подготовиться, расслабиться. В любом случае, назад дороги уже нет.
А как новые и старые песни живут рядом?
Мы с ребятами сделали все, чтобы это были не два отдельных блока, а монолитная история. Когда мы начали репетировать с новым составом, я умышленно решила начать с совершенно свежего материала. Чтобы мы не копировали то, что было ранее, а начали делать новую музыку. И уже потом, когда друг друга почувствовали и все поняли, стали менять аранжировки к старым песням.
Как собирался новый состав?
Этого долго не происходило. И меня все спрашивали: «когда-когда», «а почему ты не попробуешь этого», а многие музыканты сами писали и предлагали помощь. Но я все не была готова и не понимала, как я буду это делать. А потом отпустило — я поняла, что все можно и ничего не страшно. И уже точно знала, кому буду звонить. Поэтому собрала состав с первого раза. Я допускала, что понадобятся перемены и может что-то не получиться, но в итоге тем составом, которым мы встретились в сентябре, мы сейчас и выходим на сцену.
Считается, что приезжие по-особенному видят Москву. Как для вас выглядит Москва в 2015-м?
Я здесь четвертый год. Я переехала из Екатеринбурга, а это город довольно динамичный и даже, можно сказать, огромный. Так что культурного шока от столкновения со столицей у меня не было. Я люблю Петербург и очень люблю Москву. Я понимаю людей, которые жадно любят Петербург, но не понимаю, когда они на контрасте не любят Москву, — это странно. В Москве мне комфортно, я обожаю ее.
А как же типичный список проблем: «Пробки, метро, агрессия, снобы-москвичи…»?
Снобы, знаете ли, встречаются везде. А в Москве их больше только потому, что здесь всего больше. Пробки мне не страшны, потому что мне повезло не работать с девяти до шести — я сама имею возможность строить свой график. С метро такая же история. Метро — это вообще классно, а еще я люблю прокатиться на троллейбусе. Люблю переулки в районе Тверской и Арбата.
Давайте вспомним, каким перед вами предстал русский шоу-бизнес, если так можно его назвать?
Я сознательно избегаю шоу-бизнеса в классическом понимании. Потому что мы же за все это время ни с кем не подписали контракт и не планируем этого делать. Я читала эти контракты: там очень много разных «артист обязан» и «артист не имеет права». А я не могу, я очень свободолюбивый человек. Какой смысл оставлять работу клерка, чтобы подписывать контракт и становиться таким же клерком с гитарой? В моем понимании, художника это сразу убивает.
Вроде как это про дисциплину, но со мной такое совершенно не работает. Мы недавно обсуждали с Игорем Григорьевым, что есть такие люди, которые умеют писать на заказ и делают это хорошо. И такая способность манипулировать своим талантом вызывает восхищение. Но я ей не обладаю. Зато я сама имею возможность принимать решения, когда я напишу альбом и что я буду с ним делать. Я-то у себя одна и жизнь у меня одна, понимаете! Мне кажется очень справедливым иметь возможность самому распоряжаться своей жизнью и тем, что ты делаешь.
Что может повлиять на успех артиста — журнал, контракт, хит?
Все должно сложиться, но на 99 процентов все зависит от самого артиста и его продукта.
Тяжело быть независимым музыкантом?
Я очень счастливый человек и музыкант (смеется). Я не знаю, почему это может быть тяжело.
Сколько зарабатывают независимые музыканты?
Давайте через год поговорим. Потому что три года назад с первым альбомом нам как независимым музыкантам хватило этих концертных денег, чтобы оставить свои работы. И чтобы иметь возможность снимать жилье, покупать еду, покупать одежду. То есть это никакие не сверхдоходы — это примерно те же деньги, которые средний человек получает на средней работе. Что случилось за те три года, что группа бездействовала, я не могу сказать. Через некоторое время, наверное, смогу.
Как началось ваше сотрудничество с Игорем Григорьевым?
Это скорее дружба. Игорь был знаком с Вадиком (Королевым, участником группы «Окуджав» — прим. Time Out). И как-то летом он пригласили нас с группой «Окуджав» выступить на его концерте в клубе «16 тонн» перед ним. Нам это было интересно и симпатично, мы пришли и выступили. А мое знакомство с Игорем произошло на вечеринке после концерта. Ну и как-то все дружим с тех пор, ходим друг к другу в гости. Я записала весь голос к альбому «Дочь рыбака» в квартире Игоря. Познакомила его со своим барабанщиком — теперь он тоже у него играет. Мы не то чтобы часто встречаемся, но в те редкие встречи можем всю ночь сидеть и он мне будет показывать с YouTube бразильских музыкантов, каких-нибудь стариков или выступление Леди Гаги на «Оскаре» — такого плана. Он мне показал Таривердиева с Кристаллинской с «Глазами» (кавер-версия этой песни вошла в альбом «Дочь рыбака» — прим. Time Out).
Что вы думаете о его песнях?
Я думаю, что всем стоит дождаться второго альбома. Я просто слышу, что они сейчас делают, и мне там многое нравится.
Почему в инстаграме вы называете его «космический отец»?
Он проводник, опытный человек с огромной душой, который мне близок.
Перед концертом в Москве вы чувствуете себя в ситуации «все или ничего»? Вас долго не было, вы вернулись, сразу на довольно большую площадку — и надо всем все доказать.
Я вообще из таких людей, про которых это «все или ничего». У меня так всегда. Эти три концерта — Екатеринбург, Петербург и Москва — у меня идут под общим знаменателем. Это три одинаково важных концерта: первый концерт и столичные концерты. И я понимаю, что это «все или ничего» безусловно относится к ним всем. Чувствую ли я ответственность, давление? Давление же только в моей голове. Так что только я сама могу себя загонять в угол — или выгонять. И я сейчас работаю над тем, чтобы выгонять себя.
Вс 29 марта, 20.00, Red
Фото: Анна Мальгина