6 причин пойти на выставку «Инновация»
По традиции соревноваться за единственную Госпремию будут 25 номинантов в пяти позициях: «Произведение визуального искусства» (на сей раз тут преобладают высказывания протестного искусства), «Кураторский проект» (самая сильная в нынешнем премиальном изводе категория), «Теория, критика, искусствознание», «Региональный проект современного искусства» и «Новая генерация». И опять же по традиции названы лауреаты в двух внеконкурсных номинациях. «За творческий вклад в развитие современного искусства» «Инновацию» получил классик концептуализма Андрей Монастырский. А «За поддержку современного искусства России» — директор Эрмитажа, где в прошлом году разместился основной проект европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10», Михаил Пиотровский.
Понятно, что на небольшой площади воспроизвести наглядно все проекты не получится, но все-таки это возможность вспомнить главные, какими их видит экспертное жюри конкурса, события за прошлый год. Time Out выбрал несколько работ, мимо которых советует не проходить.
1. Юлия Аксенова, Саша Обухова «Перформанс в России: Картография истории» (номинация «Кураторский проект»)
Прошедшая осенью в «Гараже» выставка стала одной из самых удачных с тех пор, как центр современной культуры переехал в Парк Горького. Кураторы всмотрелись в историю, которая началась задолго до появления термина «перформанс», подключив сюда и авангардную постановку «Победа над солнцем».
2. Полина Борисова, Кирилл «Кто» Лебедев «Паша 183. Наше дело подвиг!» (номинация «Кураторский проект»)
Ретроспектива погибшего в 2013-м уличного художника впервые привела стрит-арт в музей (в ММСИ на Гоголевском), показав разные грани уличного искусства вплоть до световых инсталляций. Музейные залы тогда полностью преобразились — там оказалась даже милицейская «буханка». Кстати, на «Инновации» есть еще один связанный с уличным искусством проект — «Транзитная зона» Музея современного искусства PERMM. Создали ее Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев (номинация «Региональный проект современного искусства»), позвав 33-х стрит-артистов из России и Украины и сделав первую такую музейную сборку.
3. Андрей Смирнов «Пионеры звука: Памяти погибших инноваций» (номинация «Кураторский проект»)
Совершенно неожиданный для «Винзавода» и оттого еще более запомнившийся проект музейного уровня об экспериментах с электронной музыкой начала прошлого века.
4. Творческое объединение «Куда бегут собаки» «1,4… 19» (номинация «Произведение визуального искусства»)
Инсталляция, где вроде бы мышь просто бегает по лабиринту, на самом деле — когда сюда подключается дублирующий эту мышиную реальность монитор с таким же лабиринтом и множеством виртуальных мышей — превращается в исследование «механизмов формирования реальности». То есть все не выбранные настоящим животным ходы программа просчитывает и отражает на экране. А когда реальный грызун встречается с виртуальным, перед первым возникает стенка — то есть возможности маневров настоящей мыши ограничены виртуальной реальностью.
5. Ирина Корина «Припев» (номинация «Произведение визуального искусства»)
Костюм уличного зазывалы в виде двуглавого орла, пространство, как во время вечного ремонта обернутое в пленку, кружение конфетти вместо снега и разные другие мишурные приметы обыденности превращаются в зациклившийся припев, во времена мрачных ожиданий упорно поющий о повседневной беспечности.
6. Евгений Гранильщиков «Unfinished Project» (номинация «Новая генерация»)
Многообещающий молодой художник Евгений Гранильщиков (он, к слову, уже получил Премию Кандинского за видео «Позиции» в 2013 году) снимает неспешное эстетское видео, где повседневное смешивается с политическим, а постановочное с документальным.