Катись с опаской. За что велосипедисты ненавидят Москву
В Москве, где вроде бы движение двухколесного транспорта развивается и поощряется уже не первую пятилетку, ездить — или, как это называется на сленге, «катать» — действительно очень трудно, а иногда и просто невозможно. Даже суровые погодные условия северного города — не главная помеха в городе, где ни пешеходы, ни автомобилисты не считают байкеров своими.
Недружественный транспорт
В автобусах и троллейбусах провозить велосипеды разрешено, но реально в салоне нет подходящего пространства. В поездах метро это пространство вроде бы есть — особенно в новых вагонах — и раньше пускали со снятым передним колесом. Теперь и вовсе запретили. В Правилах пользования московским метрополитеном пункт 2.10.4 прямо запрещает провозить «Велосипеды (за исключением складных) и иные транспортные средства, кроме детских и инвалидных колясок». Так что живущие в центре велосипедисты должны добираться, скажем, до прекрасного леса в Битце на своих двоих.
Дорожки как фикция
Их хорошо нарисовали, эти смешные пиктограммы. Гастарбайтеры в поте лица приваривали горелками к асфальту эти стрелочки и полоски. Дорожки достаточно широки, но их при этом, что называется, что есть, что нет. Абсолютно бесполезны. Они начинаются нигде, ведут в никуда и прерываются автодорогами (исключение — Мосфильмовская улица с велосветофорами).
Пешеходы
Ходить по велодорожкам — это какая-то русская национальная черта. В Европе такое никому в голову не придет, и не потому, что кто-то боится. Конечно, в Германии штраф 50 «ойро», но пешеход не заступит на велодорожку потому, что ему это а) не нужно, б) опасно. В Москве же на любой дороге любой ширины нарисуй прерывистую линию и пиктограмму с велосипедом — и все, ее тут же заполонят старички, мамы с колясками и увальни с пивасиком. То же касается и подземных переходов. Пологие спуски в первейшую очередь для колясок — дело святое! — но и, увы, для велосипедов. Зачем по наклонной плоскости идти на каблуках, если это вдвое дольше и неудобно, просто зачем?
Медленные компании
В любом деле есть «чайники», над которыми смеются «профи» (последних в любом деле всегда больше ста процентов). Конечно, почти всегда «профи»-снобизм некрасив и неизящен. Но имидж — ничто, и мы должны сказать: люди, перестаньте кататься медленными шеренгами. Четыре тяжелых дорожника, едущие в ряд со скоростью черепахи, — вы мешаете всем. Да и вообще: что за радость беседовать о смысле жизни на велосипедах? Соберитесь на кухне, попейте чаю.
Оглянись во гневе
Каждый второй обладатель автомобиля считает нужным продудеть тебе вслед. Даже если вы едете в воскресенье по пустой четырехполосной дороге. Даже если до тебя, велосипедиста, метров сто. Зачем, друзья? Вы хотите похвастаться своим стареньким корейцем, которые дороже приличного велосипеда всего раза в полтора? Или вы хотите, чтоб велосипедист дернулся назад и свалился?
Не мытьем и не катанием
Автор этих строк работал два года в редакции, до которой мог докатить из дома за 20 минут по набережным. Это крайне удобный маршрут, просто подарок. Теоретически. Но практически все эти месяцы я ездил на работу на метро, с пересадкой, сорок минут. И многие велосипедисты предпочитают метро, ибо в российских конторах обычно нет душа и раздевалки. Потому что душ в принципе принимать небесполезно, а «катать» лучше в велоформе и шлеме.