Русское искусство на Венецианской биеннале: что смотреть?

Русское искусство на Венецианской биеннале: что смотреть?

Ирина Урнова   15 мая 2015
4 мин
Русское искусство на Венецианской биеннале: что смотреть?
Среди полутора сотен проектов на 56-й Венецианской биеннале было и несколько российских, о которых Time Out решил написать отдельно — в качестве ответа на часто звучащий вопрос «Как там наши?».

Впервые в 120-летней истории биеннале Россию представляет женщина-художник — ею стала Ирина Нахова (причем куратор и комиссар павильона в саду Джардини — тоже женщины). Характерная для московских концептуалистов многозначительная сложность здесь застала врасплох многих даже вполне подкованных в вопросах современного искусства зрителей. Вцепившись в листки с экспликациями, они бродили по залам — в первом огромная голова в противогазе, на который проецируется лицо художницы, во втором над головой разверзается черный квадрат потолка, а под стеклянным полом включается видео с изображением огромных копошащихся в земле червей.

Свой проект Нахова назвала «Зеленый павильон»: именно таким он был изначально, когда был построен архитектором Щусевым в 1914 году, — непрозрачно при этом намекнув на работу Ильи Кабакова для биеннале 1993 года — «Красный павильон». И именно в этом, кажется, кроется истинный смысл работы — напомнить, что вообще-то не Кабаков, как по забывчивости считают многие, а именно Нахова была создателем первой «тотальной инсталляции». В тех самых листках элегантно написано «предвосхитила».

 

Conversion. Группа Recycle
Церковь Св. Антонина
До 22 ноября

В этом проекте, название которого переводится как «Обращение» (в смысле, в религию), группа Recycle говорит об идеях, прямо скажем, не новых. Гаджеты захватили мир, а интернет — новый идол современного общества. Стоит только подключиться к сети, и вы уже новообращенный фанатик, каких толпы. Однако не идея красит этот проект, а его исполнение. В качестве площадки художники выбрали церковь святого Антонина и очень гармонично вписали в ее интерьер руины святилища XXI века — прозрачные фигуры «новых апостолов», полиуретановые мощи «святых» и громадную букву F — символ facebook, — словно крест посередине. Использовав громадное количество пластиковой сетки и гипса, Recycle сделали очень красивую и убедительную работу, с чем соглашается священник церкви Святого Антонина в видеофильме о создании проекта, который показывают в одной из капелл.

 

001 Inverso Mundus. Группа AES+F
Соляные склады на набережной Дзаттере
До 22 ноября

Фантастически-гротескное получасовое 7-канальное видео на экране длиной 40 метров под «Реквием» — все это узнаваемый почерк группы AES+F, которые приехали в Венецию далеко не в первый раз (в 2007-м они, кстати, представляли Россию официально). В проекте 001 Inverso Mundus «аесы», как их между собой называют в художественно-музейной тусовке, в очередной раз создали утопическую картину мира, в котором все встало с ног на голову: свиньи режут мясников, бедные подают богатым, сборщики мусора красивее моделей, по небу летают химеры, а мужчины подавлены женщинами (последнее — не такая уж и утопия). В основу проекта лег распространенный средневековый сюжет Inverso Mundus, а роли в нем исполнили несколько десятков актеров, среди которых много узнаваемых лиц — например, модель Данила Поляков, супруга коллекционера Пьера Броше Анна, художница Екатерина Джагарова и многие другие.

 

Glasstress Gotika
Палаццо Франкетти

Одним из кураторов выставки Glasstress Gotika выступил заведующий современным искусством в Эрмитаже Дмитрий Озерков, который участвует в биеннале не впервые — два года назад он представлял здесь проект американца Барта Дорсы «Катя» о реальной девушке, прожившей все детство в сибирском монастыре, а в 13 лет перебравшейся в Москву и открывшей для себя мир субкультуры (и пирсинга в частности). В этот раз участникам выставки, среди которых братья Чепмены, Илья и Эмилия Кабаковы и много других ярких имен, предложили выставить работы, выполненные с использованием стекла со знаменитого острова Мурано, находящегося в венецианской лагуне. Результат получился крайне интересным, а некоторых случаях и завораживающе-таинственным. Например, Барт Дорса, который участвует и в этом проекте, привез хрупкие, словно израненные слепки женского тела, подсвеченные изнутри и выставленные в абсолютно темном маленьком пространстве, обитом бархатом. А так как Барт давно живет в Москве, то можно и его причислить к «нашим».

 

An Archeologist Collection. Гриша Брускин

Эта выставка уже была в Москве — в 2013 году она была показана в «Ударнике» фондом «АртХроника». Но в Венеции, в удаленном от эпицентра биеннальских событий районе Каннареджо, где находится бывшая церковь Св. Катерины, ставшая площадкой для работы Брускина, она смотрится и ощущается иначе. Гипсовые и бронзовые солдатские торсы, автоматы Калашникова и прочие улики советской истории разбросаны по всему полу темной церкви, точечно подсвечены и присыпаны песком, словно полураскопанные археологические находки. А по соседству, в большом зале, на экране показывают слайды с обложками «Капитала» Маркса (один из главных героев биеннале этого года) на всех языках мира. Даже если не сильно хочется погружаться в философскую концепцию «Коллекции археолога», до этого зрелищного проекта дойти стоит в любом случае.