Олег Янковский. Виртуальная галерея памяти
Янковскому шел всего 66-й год, его запомнят статным, красивым и невероятно разносторонним актером, который играл и пьющих интеллигентов в душевном кризисе, и царей.
1968 «Щит и меч» Генрих Шварцкопф
Всего вторая роль в кино 24-летнего Янковского. Режиссер и актер Владимир Басов разглядел в блондине из провинции то обаяние, что сделало его героя Генриха Шварцкопфа любимчиком Гитлера, а самого актера — секс-символом советского кино.
1976 «Сладкая женщина» Тихон
Этот бенефис Натальи Гундаревой кажется типичной советской мелодрамой о расплате за мещанство, но Тихон в исполнении Янковского олицетворяет мужчину своего времени — в меру трудолюбив, в меру пьет, и фальшь влюбленной в него женщины чует за версту.
1979 «Тот самый Мюнхгаузен» барон Мюнхгаузен
Янковский в роли чудака, которому скучно среди немецких (читай — советских) приземленных обывателей — икона свободолюбия для поколения 70-х. В общем, почти все фильмы Марка Захарова были о свободе в идеологической тюрьме под названием СССР, и с помощью Янковского режиссер идеально воплотил свои идеи.
1982 «Полеты во сне и наяву» Сергей Макаров
Типичный советский интеллигент, запутавшийся в женщинах и переживающий кризис среднего возраста, Янковский кажется человечным и незащищенным в мире, в котором не должно быть сомнений и вопросов. Зрители вздыхали от облегчения, увидев кого-то, кто так точно передает их мысли и чувства.
1983 «Влюблен по собственному желанию» Игорь
Редкая для советского кино зрелая романтическая комедия положений, пьеса Шекспира на наш лад. Популярный мужчина встречает некрасивую женщину и начинает что-то понимать в настоящих ценностях. Статус Янковского как главного кинокумира для взрослых умных людей утверждается окончательно.
1983 «Ностальгия» Андрей Горчаков
Янковский — единственный советский актер своего поколения, чье лицо и манера игры становятся известными за границей. Не зря Андрей Тарковский, пригласивший его на роль писателя, поехавшего в Тоскану искать фактуру для биографии крепостного музыканта, видел в Янковском (и это очень заметно на экране) свое альтер эго — художника в поисках ответов на главные вопросы.
1991 «Цареубийца» Николай II
Карен Шахназаров сполна использовал талант большого актера, пригласив Янковского на двойную роль — психиатра в постсоветской России и Николая II накануне расстрела. Второй герой только подчеркивает масштаб и — без иронии — царское величие артиста.
2002 «Любовник» Дмитрий Чарышев
Янковский играет естественное продолжение своего повзрослевшего героя из «Полетов во сне и наяву». После смерти жены профессор Чарышев узнает, что она долгие годы изменяла ему с отставным военным. Лицо Янковского здесь предельно точно выражает потрясение человека, который вдруг узнает, что его предыдущая жизнь была не тем, чем казалась. Большая серьезная роль, которые зрелым актерам предлагают раз в десятилетие.
2008 «Стиляги» отец Фреда
Автор «Любовника» Валерий Тодоровский пригласил Янковского на небольшую роль отца неглавного героя Фреда — циничного конформиста-номенклатурщика, который не прочь вспомнить бурную антисоветскую молодость. Незадолго до смерти Янковского режиссер рассказал в интервью Time Out, что тот жаловался на отсутствие интересных предложений. С тем актерским резюме, которое оставил после себя Янковский, наверняка жаловался из актерского кокетства и страстного желания достойной его работы.