Пол Фейг: «Женщины намного смешнее мужчин»
Пол Фейг — самый смешной человек, о котором вы скорее всего не слышали. Он создал культовый телеситком «Фрики и гики», из которого вышли Джадд Апатоу, Джеймс Франко и Сет Роген. Он снимал эпизоды большинства главных американских сериалов («Офис», «Безумцы», «Студия 30», «Замедленное развитие», «Парки и зоны отдыха»). В последние годы Фейг осваивается в роли крестного отца современной женской комедии с «Девичником в Вегасе», «Копами в юбках» и грядущим ремейком «Охотников за привидениями» с дамским актерским составом.
«Шпион» задействует вечную соратницу Фейга Мелиссу Маккарти в роли большой патриотки, но маленького винтика в системе ЦРУ, которую наконец отправляют на настоящее задание — под прикрытием одержимой котами домохозяйки из Айовы. Ей составляет компанию уморительно тупой Джейсон Стэйтем. Фейг рассказал Time Out, какие откровения ждали его на съемках.
Вы помните момент, когда решили, что посвятите свою жизнь комедии?
Я понял, что буду смешить людей, после одного случая. Мне было шесть или семь, и я ходил в хор. И вот мы должны были петь перед всей школой, и мне вручают маракасы. Я так растерялся, что станцевал небольшую конгу — а зал чуть не лопнул от смеха. И чем дольше я танцевал, тем сильнее они смеялись. Это было почти мистическое переживание. Я от него так и не оправился.
«Шпион» (2015)
Вы последовательно снимаете «женские» комедии. Почему не «мужские»?
За последние 35 лет женщины сыграли очень много плохих ролей в мужских комедиях. Я устал видеть смешных в реальной жизни актрис несмешными на киноэкране — карикатурами на то, какими представляют женщин авторы мужского пола. И меня это тревожило. Не буду нападать на мужскую комедию как таковую, но мне больше нравится работать со смешными женщинами. Мелисса — богиня. Это позор, что у кого-то вообще были сомнения в способности женщин смешить. Настоящий расизм, если задуматься.
Почему вы сняли пародию именно на шпионское кино?
Я вообще-то фанат шпионских фильмов, но прекрасно понимаю, что никто не доверит Джеймса Бонда парню, который снял «Девичник в Вегасе». Поэтому я сделал «Шпиона».
В «Шпионе» снимается Джейсон Стэйтем — не тот человек, которого легко представляешь не только в вашем фильме, но и в комедии вообще.
У Джейсона есть самоирония. В «Шпионе» я просил его быть мертвецки серьезным — и получилось убийственно. Вообще мой принцип работы с теми, у кого нет опыта в комедии, — стремиться к минимуму игры. Потому что, когда актер приходит на площадку, пытаясь быть смешным, получается то, что мы называем «потным юмором». В том смысле, что не нужно было так стараться.
«Девичник в Вегасе» (2011)
После «Девичника в Вегасе» вас называют крестным отцом женского юмора. А до того, как он с успехом прошел в прокате, наверняка было сложно получить финансирование на жанр, в который обычно продюсеры не верят…
Когда я готовился снимать «Девичник в Вегасе», все твердили, что он не пойдет. И у них были весомые аргументы! Я думал: «Эти ребята в шоу-бизнесе, они знают что-то, чего не знаю я». А потом я взбунтовался. Все романтические комедии тогда казались такими вымученными. «Девичник» на их фоне был честным — и сорвал куш.
Как вам предложили снимать ремейк «Охотников за привидениями»?
Меня позвали во время съемок «Шпиона». Было странно. Гарольд Рэмис, написавший сценарий «Охотников» в 1984-м, в прошлом году умер. Билл Мюррей ни за что не хотел сниматься. А продюсеры на меня наседали. И я стал думать, как быть. Тут меня осенило: а что, если собрать всех моих любимых актрис? Да, многие фанаты недовольны этим решением. Я могу их понять, мы переделываем их любимую франшизу. С другой стороны, если их возмущает именно женский состав, то тут я умываю руки — это просто сексизм.
Вас не смущает, что комедии, даже очень хорошие, крайне редко получают «Оскар»?
Есть такая проблема, я даже обсуждал ее с главой Киноакадемии. Но вообще, как бы пошло это ни звучало, смешить людей на протяжении двух часов — награда лучше любого «Оскара». Комедию нелегко делать: она должна выглядеть естественной и живой, и если это у тебя получается — кому нужны еще какие-то награды?