Второй сезон «Настоящего детектива»: дорогой, не узнаю
21 июня, канал HBO показал первую серию второго сезона сериала, который фанатично любим всеми поклонниками детективных историй с нестандартными героями и сюжетными ходами.
Геннадий Устиян посмотрел первую серию нового сезона на показе, устроенном каналом Amedia Premium на пять дней раньше премьеры, и пришел к выводу, что есть разница между исповедью и нытьем.
В начале сериала мы из беседы коррумпированного копа Рэя Велкоро (Колин Фаррелл) с адвокатом узнаем, что его жену (она не появляется в первой серии) когда-то изнасиловали. Через девять месяцев она родила сына, и на тот факт, что отец не Рэй, указывает и то, что актер, играющий сына, внешне даже отдаленно не похож на Фаррелла. Спустя еще какое-то время супруга вообще ушла, так что Рэй теперь воскресный папа, учащий сына не давать себя обижать в школе. Да, чуть не забыл главное — Рэй алкоголик. Жизненные неурядицы так его придавили, что он прикладывается к фляжке и на работе, и перед встречами с сыном, и перед тем, как ворваться домой к написавшему не то журналисту из Los Angeles Times и избить его до полусмерти. Рэй скор на расправу и идет с кастетом домой к мальчику, обидевшему его сына, и также работает на мафиози по фамилии Семён (Винс Вон), когда-то помогшего ему найти насильника жены. Еще Колин Фаррелл играет так, что видно: он хочет, чтобы мы пожалели Рэя, — но не получается, потому что его играет Фаррелл, а не Мэттью Макконахи из первого сезона.
У остальных героев второго «Настоящего детектива» тоже есть из-за чего пить. Коллега Рэя, коп Ани (очень хорошая Рэйчел Макадамс), не может вынести, что ее сестра зарабатывает стриптизом, пытается наставить ее на правильный путь и ругается с отцом (Дэвид Морс), духовным гуру, который, как он сам говорит, «перестал давать кому-либо советы еще в 1978-м». Из яростной перебранки, во время которой дочь называет отца козлом, мы узнаем, что она выросла без покончившей с собой матери, и становится понятно, что шоураннер «Настоящего детектива» Ник Пиццолатто ставит на типичную для американского шоу-бизнеса проблему, решаемую американцами на кушетке у психоаналитика. Никто, конечно, не говорит, что жизнь в неполной семье — ерунда, но отсутствие одного родителя (как и детское насилие) превратилось в настолько надоевший драматургический штамп, что хочется уже, чтобы придумали что-нибудь новое. Возможно, если бы подсознательно Ани ненавидела отца за то, что он назвал ее в честь Антигоны, а сестру — Афиной, было бы немного веселей: это хотя бы более оригинальная причина для ненависти к отцу.
Параллельно с предыдущими двумя историями происходит третья — про, опять же, дорожного полицейского Пола (хороший актер Тейлор Китч, которому не везло с ролями в провалившихся блокбастерах «Джон Картер» и «Морской бой»). Пол любит гонять на мотоцикле на максимальной скорости так, что ветер треплет щеки, и не может преодолеть страх близости в отношениях со своей симпатичной подружкой. В финале первой серии все трое — еле держащийся на ногах Рэй, обреченно гоняющий Пол и агрессивная Ани встретятся у трупа с вырезанными глазами, первого за серию, но явно не последнего за сезон.
Может быть, разочарование в продолжении так хорошо начавшегося полтора года назад сериала связано с тем, что второй сезон снят известным по франшизе «Форсаж» Джастином Лином, у которого предсказуемо хорошо показана поездка на мотоцикле, но абсолютно пусто в сценах, где герои разговаривают. Конечно, у режиссера, снявшего подряд четыре (!!!!) «Форсажа», лучше всего получаются сцены на шоссе — иногда даже кажется, что Лин перед съемками много смотрел Дэвида Линча и понял его по-своему. Понятно, что решающая встреча трех копов, один из которых к тому же работает на мафию, с проблемами — обещание большого количества конфликтов и сюжетных разворотов в ближайшие семь серий (всего в сезоне их будет восемь). Но для того, чтобы следить за этими людьми, они должны быть интереснее, чем те, на которых мы смотрим битый первый час.
Первый сезон был номинирован на 12 «Эмми», из которых пять выиграл. Второй похож скорее на фильм, чем на сериал — в том числе и тем, что выглядит сиквелом «за деньги», а не искусством «для наград». Путаница происходит от того, что у первого и у второго очень разные аудитории.