Ирина Апексимова: «Шлейф от недавних революций на Таганке непростой»
Давайте по порядку. Здание театра закрыто на ремонт, в прошедшем сезоне спектакли не шли. Как думает новый директор начинать новый сезон в таких обстоятельствах?
Конечно, мы не будем ждать окончания ремонта, хотя и он, надеюсь, будет не вечен. Планируем открыть малую сцену 1 октября, а большую уже в декабре. А пока договорились до Нового года играть спектакли, поставленные Юрием Любимовым, на сцене Театра Киноактера.
5 сентября пройдет традиционный уже марафон спектаклей «open air». Теперь он будет называться «Марш». За один день под открытым небом покажем двенадцать самых разных московских спектаклей, которые обычно идут «под крышей»: от детских до хипстерских. Участвуют и музыкальные театры, и кукольные, и драматические. «Таганка» покажет свой поэтический спектакль «Нет лет», которые по стихам Евгения Евтушенко поставил Вениамин Смехов. А специально для «Марша» готовим совместный проект с театром «Практика» в постановке Эдуарда Боякова. Начало премьерного показа уже под звездами: в 23.30. Им марафон и завершится.
Возрождаем традицию поэтических вечеров. В ночь с 24 на 25 июля мы в саду «Эрмитаж» устраиваем «Ночь поэзии Высоцкого». Именно 25 июля исполняется 35 лет со дня его кончины. Приглашенных звезд не будет, сцены не будет. Придут друзья и те, кому это важно. Прямо на траве: кто хочет — читает, кто хочет — поет. А 3 октября отметим день рождения Есенина вечером его поэзии — уже в театре.
То есть при вас Таганка останется театром Юрия Любимова?
А разве можно свою историю забывать? Мы уже подали ходатайство в мэрию о присвоении театру имени Любимова. Создаем мемориальную зону: легендарный кабинет Любимова и бывший директорский кабинет, в котором будет постоянная экспозиция. Бахрушинский музей и Фонд Любимова взялись разбирать богатейшие таганковские архивы, чтобы к апрелю 2017 года — столетнему юбилею мастера — эту экспозицию подготовить. Сложность в том, что эти кабинеты расположены, естественно, в рабочей зоне театра среди гримерок. Зрителям, пришедшим на спектакли, туда пока не попасть. Надеюсь, в ходе реконструкции архитекторам удастся сделать мемориальную зону доступной для зрителей.
Из ваших слов пока вырисовывается концепция театра-музея. А как же новые премьеры? Или труппа еще боится новичков?
Без премьер, без новой работы театр жить не может. Однако шлейф от недавних революций в театре непростой. Труппе необходимо задышать свободнее, преодолеть некий испуг перед резкими переменами. Сейчас надо делать все аккуратно. Я не собираюсь навязывать репертуар и режиссеров. Хочется, чтобы новое рождалось в атмосфере репетиций. Наиболее правильный путь сегодня для нашего театра, по-моему, — дать возможность режиссерам и актерам «снюхаться», почувствовать друг друга. Мы уже с лета затеваем большой проект «Открытая репетиция», которым планируем открыть малую сцену. Это серия режиссерских лабораторий, когда вся труппа одновременно работает с тремя-четырьмя новыми для себя режиссерами и за неделю готовит эскизы спектаклей. Получился эскиз, поняли режиссер и актеры друг друга — идем дальше, уже к полноценной премьере. Так, в процессе работы, по шажку будем двигаться вперед. Думаем, нам хватит сил каждый месяц такие лаборатории проводить. Если из ста эскизов получится потом десять спектаклей — неплохой результат выйдет. Причем каждый этап работы мы будем показывать зрителям, обсуждать с экспертным сообществом. Надеемся, возможность смотреть своеобразный сериал о том, как рождается спектакль, привлечет на Таганку новых зрителей. Наша цель — живой театр.