«Москвариум»: что происходит в самом большом океанариуме России
Московский океанариум на ВДНХ открылся не без проблем: то говорили, что построили его незаконно и без соответствующих разрешений, то что трехтонным косаткам приходилось ютиться в крошечных контейнерах. И все же сразу после открытия на ВДНХ выстроилась огромная очередь, которая не рассасывалась с официального открытия 5 августа.
«Москвариум» – это два отдельных проекта: постоянная экспозиция и шоу-программа, которая в августе проходит по пятницам, субботам и воскресеньям. Если хотите посмотреть все, то билета придется покупать два. На экспозицию он стоит от 600 до 1000 рублей за одного взрослого человека в зависимости от времени посещения и дня недели. На шоу – от 900 до 2100 в зависимости от места. Билеты можно купить онлайн и пройти без очереди, но, судя по толпе у входа, москвичи все еще предпочитают покупать билеты по старинке.
Постоянная экспозиция – это 600-метровый лабиринт с аквариумами, и в эти дни он напоминает переход метро в час пик. Вокруг витрин с меланхолично плавающими рыбами толпятся посетители, кто-то пытается толкаться локтями, кто-то подпрыгивает, но все почему-то ужасно довольны. Кричат дети, оглушительно играет музыка, которая, как заверяют организаторы, должна расслаблять. В одном аквариуме рыбы бесконечно плывут косяком по кругу, в другом тихо спят крокодилы. В один из водоемов люди запускают руки по локоть – в них обитают морские черви, звезды, раки-отшельники и крабы. «Им никак нельзя навредить», – уверяет нас сопровождающий, но я боковым зрением вижу, как мальчишка лет десяти вытаскивает из аквариума морскую звезду и уже начинает нести ее к карману, а родители в ужасе выдергивают ее у него из рук.
В панорамном окне, в котором должны появляться косатки, тихо и пустынно. Люди стоят в четыре ряда, затаив дыхание, но ничего не происходит. Маленькая девочка тихо пытается увести маму смотреть на нерп, которые в это время безудержно веселятся в зоне «Байкал», но та не соглашается и продолжает ждать.
Каждый зал украшен гигантскими макетами. Где-то это листы кувшинок размером с человека на потолке, а где-то – сцепившиеся в смертельной схватке кашалот и кальмар. «Макеты созданы для того, чтобы познакомить посетителей с животными, которых невозможно вместить ни в один аквариум», – говорит руководитель центра Марина Журавлева.
«Нам удалось избежать столпотворения, – замечает она, будто не видя, что происходит вокруг. – Мы ввели условное ограничение – в зале должно находиться не больше 1200 человек одновременно, но пока мы этот порог не преодолевали».
За весь первый день через лабиринт прошли 14 000 человек, во второй – 16 000.
Всех животных привезли сюда из живой природы. Косаток выловили в Охотском море, дельфинов – у берегов Японии. Но в Москве они живут уже год. Первые шесть месяцев провели в специальной карантинной зоне, а остальное время привыкали к новому жилью и тренировались для участия в шоу.
Вторая часть «Москвариума» – это огромная сцена 55 на 14 метров с бассейном 14 метров глубиной и зрительным залом на 2300 мест, который в первый уикенд был заполнен полностью. Там проходит полуторачасовое шоу, в котором участвуют моржи, белухи, дельфины и косатки. Каждое выступление открывается видео в духе National Geographic, но с элементами экшена («О ужас, мы попали в шторм, у нас отключились все приборы»), из которого можно узнать, что за животные сейчас будут выступать, где они живут, чем питаются. Правда, с одним из видео вышла осечка. Пока закадровый голос вдохновенно вещал о дельфинах и акулах, на экране умильно обнимались морские котики. «Где акула?» – спрашиваю я. «Вчера была», – пожимает плечами представитель организаторов шоу.
По краям 10-метрового экрана расположены изощренные декорации, на которые транслируются 3D-mapping эффекты, а сверху на зрителей в промышленных масштабах распыляются мыльные пузыри. Сами трюки занимают не такую большую часть шоу, как ожидаешь: примерно половину заявленного времени приходится смотреть в экран.
Выступление проходит задорно: животные танцуют с тренерами, выпрыгивают из воды, моржи качают пресс, дети визжат от восторга, взрослые подозрительно громко смеются. Самые ярые любители океана сидят в первых рядах в дождевиках, потому что в финале выступления косатка хвостом окатывает их водой. Шоу сопровождается старомодными рок-балладами в духе «Show must go on» и почему-то между ними затерявшейся «Дусей-агрегат» группы «Любэ». «Обратите внимание на музыку! Наш диджей подбирал специальный трек под каждый трюк», – гордо говорит мне сотрудник «Москвариума». Завершается шоу песней, похожей на гимн провинциального города: «Москвариум такой один и это навсегда, Москвариум, тобой горжусь…»
В центре океанографии и морской биологии уверяют, что животные делают только то, что для них естественно. Тренеры наблюдали за ними и собирали выступление из тех движений, которые свойственны их видам в живой природе. Однажды, уже после нескольких месяцев тренировок, косаток даже застали за исполнением трюков, когда тренеров не было рядом, – они делали это просто ради забавы. В «Москвариуме» также не используется силовой метод тренировки – только жесты и звуковые сигналы.
На вопросы о жалобах защитников животных руководитель центра Марина Журавлева только удивляется: «Никакого взаимодействия с зоозащитниками у нас не было – к нам просто никто не обращался. Так что все возмущения – не больше, чем выдумки. Мы очень внимательно следим за состоянием наших животных и все делаем в соответствии с международной практикой. У нас есть девять врачей, которые ежедневно проверяют состояние каждого животного, записывают все данные в медицинские карты, чтобы не допустить даже малейшее заболевание. Помимо автоматической проверки качества воды шесть раз в день вода проверяется вручную на разных уровнях».
Однако вопрос о размере контейнера, в котором содержались косатки сразу после перемещения, все же остается без ответа. Говорят, что карантийные бассейны были «достаточные», «комфортные», «а цифры вам ни о чем не скажут».
В скором времени в «Москвариуме» обещают открыть лекторий и бассейн для плавания с дельфинами, но сроки пока не уточняют. Вероятно, преподавать в «Москвариуме» начнут через месяц-два, а поплавать можно будет не раньше начала 2016 года.
Фото: Анна Филиппкина