Как работает «Шереметьево»

Как работает «Шереметьево»

Ксения Морозова   12 августа 2015
6 мин
Как работает «Шереметьево»

Вчера международному аэропорту исполнилось 56 лет. В честь праздника корреспонденту Time Out показали работу аэропорта изнутри и рассказали, как за 15 секунд понять, есть ли в чемодане взрывчатка, чем два месяца занимался в терминале D японский журналист и почему знаменитая «рюмка» все же была снесена.

На входе в аэропорт нас встретил начальник пресс-службы Роман Генис и гордо заявил: «Шереметьево – это дорога в рай!». Пока мы идем по завешанному рекламой коридору, я пытаюсь сообразить, считается ли в таком случае Москва чистилищем и адом.

Если «Аэроэкспресс» опоздал, вам купят новый билет на самолет

В солнечном офисе «Аэроэкспресса» людно, но центр контроля – это всего трое седоусых мужчин и триста изображений с камер видеонаблюдения, хаотично мелькающих на двух экранах во всю стену. Справиться с таким потоком информации людям помогает электроника. Здесь действует автоматическое определение брошенных вещей и неадекватного поведения людей. Экран, отображающий подозрительный объект, автоматически подсвечивается красным. Здесь же можно увидеть, где в данный момент находятся все поезда и сотрудники. Эта система помогает не только отследить ленивых охранников, но и помочь пассажирам. Если поезд по какой-то причине задерживается или останавливается, по нему проходит проводник и собирает информацию о людях, которые в нем едут, и времени их отправления. Далее список отправляют в центр, а здесь вместе с сотрудниками «Шереметьево» принимается решение о продлении регистрации для отдельных пассажиров. Если поезд задерживается на 15 минут, то «Аэроэкспресс» возвращает стоимость билета на электричку, а если более чем на 30 минут, то стоимость авиабилета. Недавно, например, из-за двухчасовой задержки на станции Космос, произошедшей из-за неисправности путей, компания выплатила пассажирам около 600 тысяч рублей.

Как проверяют чемоданы, сданные в багаж

Далее мы попали в зону комплектации багажа. Здесь все уже не выглядит таким сияющим: бесконечные ленты, на которые из темного коридора выплевываются чемоданы, огромные контейнеры и весело гоняющие на маленьких грузовых автомобилях работники-мигранты. Здесь стоит семь машин-досмотрщиков. Они определяют плотность металла внутри чемодана. Если в багаже есть подозрительные предметы, то изображение передается в диспетчерскую, там сотрудники решают его дальнейшую судьбу – отправить на ручной осмотр или нет. Если после проверки вручную внутри оказывается что-то опасное, то вызываются подрывники, и они проводят химанализ. Но за время работы проводящего нам экскурсию сотрудника до этого никогда не доходило.

Весь багаж по умолчанию виновен

Выискивают взрывчатку в сумках четыре женщины, сидящие перед компьютерами в расслабленных позах. К каждому столу скотчем приклеен лист с надписью «для принятия решения 15 секунд». Сотрудницы равнодушно смотрят в белый экран, на котором изредка вспыхивают рентген-изображения багажа, и, не торопясь, нажимают кнопку. Изображение исчезает, следом за ним появляется новое, ничем не отличающееся от предыдущего. Если они не успевают принять решение в условленное время, то багаж автоматически уходит на ручную проверку. Здесь презумпция невиновности не работает, и по умолчанию все сумки считаются опасными.

Почему багаж теряют

В подвале «Шереметьево» стоит гигантская лента, с которой чемоданы разлетаются в разные стороны в зависимости от рейса и времени вылета. Один из них улетает на пол, но сотрудники уверяют, что здесь багаж не теряется – по багажной бирке он все же найдет свой самолет. Наибольшее количество случаев потери багажа связано с короткими стыковками между рейсами, когда его просто не успевают перегрузить. А бывают ситуации, когда багаж теряется из-за своей странной формы – вся система заточена под прямоугольные чемоданы, а круглый может просто куда-то закатиться. Эта зона закрыта глухой решеткой, на которой значками коряво выложено слово «Аэропорт», а детскими магнитиками-буквами почему-то «мыжеп». «Мы не знаем, что это значит, – улыбается сотрудник аэропорта. – Наверное, они просто выпали из какого-то чемодана, а работники решили пошутить».

Голова «Шереметьево»

В центре управления аэропортом собраны руководители всех подразделений, представители авиакомпаний и силовых органов. Здесь происходит координация всех систем, здесь же принимаются оперативные решения разного уровня важности: от необходимости открыть дополнительную стойку регистрации до переноса времени вылета. На большие экраны выводятся изображения с камер видеонаблюдения, собирающие информацию о том, что происходит на аэродроме, в терминалах и в приаэродромном блоке. На вопрос о проблемах, связанных с дождями и грозами в июне и июле, здесь говорят: «У нас самолеты садились, и ничего экстраординарного не происходило. В крайних случаях мы немного задерживали вылет, но многие пассажиры этого даже не замечали. Вы же понимаете, есть стихийные бедствия, которые происходят не в природе, а в социальных сетях. У нас дважды были случаи, когда пассажир, сидя в самолете и уходя на второй круг, писал у себя на странице, что самолет ездит по кругу в попытках избежать аварии, а на самом деле все было в порядке. То же самое и с природными явлениями: люди уже через пять минут задержки поднимают крик в соцсетях, а дальше идет спираль паники, которая раскручивается искусственно. Бывает, что мы читаем в СМИ, что у нас произошел какой-то коллапс, а в терминале все спокойно и внутри аэропорта никто о проблемах и не подозревает».

Индивидуальный подход к бутылкам

На вопрос о том, почему в «Шереметьево» можно пройти в самолет с бутылкой воды, представитель аэропорта ответил, что в зависимости от ситуации контроль могут ослаблять или усиливать: «Видимо, вас и вашу бутылку сотрудники безопасности сочли неопасными и решили не беспокоить по пустякам».

Японец-мыслитель

На вопрос, и где же здесь целых два месяца жил застрявший в транзитной зоне японский журналист Тэцуя Або, сотрудники отвечают просто: «В терминале D». «Там нет специальной зоны для жилья, он просто сидел в уголке, может быть, решил отдохнуть, подумать, – предполагает Роман Генис. – У него было все в порядке с документами, он просто сидел здесь, никому не мешал, ничего не нарушал. Может, эксперимент проводил. Он всегда хорошо выглядел, чистенький был, в рубашке, много медитировал. Уже под конец ему, видимо, стало тяжело, сотрудники и пассажиры помогали ему, подкармливали».

«Рюмка»

На вопрос, зачем они уничтожили объект культурного наследия, павильон старого «Шереметьево-1», сотрудники только разводят руками. Они утверждают, что еще зимой городские власти дали им разрешение на снос. Но когда здание уже было разрушено, им пришло второе письмо с подписью того же замминистра, в котором требовалось остановить снос. Но сделать уже ничего было нельзя. Впрочем, вскоре на том же месте появится новый усовершенствованный терминал, который, как обещают, будет похож на легендарное строение.

Проект развития

У «Шереметьево» много серьезных планов. В музее аэропорта стоит большой макет развития до 2030 года, на котором можно увидеть третью взлетно-посадочную полосу и новый терминал B, а также два больших тоннеля – они объединят все терминалы в единый комплекс. Планируется, что через 15 лет через аэропорт будет проходить 60-64 миллиона пассажиров в год вместо нынешних 23-х.

 

За организацию экскурсии благодарим сервис отзывов «Фламп».