Лучшие спектакли сентября
С уверенностью называть даты событий этой театральной осени мало кто возьмется. Пока ясно, что Министерство культуры почти всем традиционным московским международным фестивалям больше чем вполовину сократило финансирование, а NET грозятся и вовсе оставить без субсидий. Премьеры «Гоголь-центра» «Кому на Руси жить хорошо?» — настоящего актерского расследования, которое на современном материале повторяет сюжет поэмы Некрасова, — Москва ждала больше года. Дата объявлена: вторник, 15 сентября. А дальше, 21 сентября, — продолжение задуманной дилогии «Русские сказки» по сборнику Александра Афанасьева.
Вот только не ясно, как «будет жить в эту пору прекрасную» сам театр. Административное давление таково, что директор Анастасия Голуб вынуждена была в июле покинуть свой пост, хотя с большей частью долга, появившегося во время работы ее предшественников, сумела рассчитаться. А теперь выдавливают и когда-то с такой настойчивостью поставленного художественного руководителя Кирилла Серебренникова — автора дилогии. И это несмотря на то, что всего за пару сезонов ему удалось полностью переформатировать театр, превратив его в культурный центр, и создать новый репертуар, в котором ученики Серебренникова с азартом и удовольствием играют вместе со звездами гоголевской труппы. А главное, привлечь новую молодую публику.
В другом гонимом театре — «Театре.doc» — в сентябре в новом после второго за год вынужденного переезда помещении — в Малом Казенном переулке, 20 — Михаил Угаров покажет премьеру «24 » (чт 3 сентября, 20.00) по своей, вместе с Максимом Курочкиным написанной пьесе, состоящей из внутренних монологов пяти молодых актеров, откровенно и просто говорящих о любви во всех интимных подробностях. Так они пытаются разобраться в собственных чувствах, желаниях, обидах, амбициях, страстях, которые закручивают их в любовные многоугольники, но прихотливыми путями приводят к пониманию самих себя.
Сцена из спектакля «Чевенгур»: Алексей Сидоров, Владимир Храбров
Еще один театр с мировой известностью, которому чиновники уже больше десяти лет мешают отстроить основную сцену после пожара, «ОКОЛО дома Станиславского» к началу сезона подготовил премьеру по роману Андрея Платонова «Чевенгур» (чт 24, пт 25 сентября, 19.00) в постановке Юрия Погребничко.
Другой спектакль, который Москва увидит вопреки всему, пострадал в прошлом сезоне не от чиновничьего произвола, а от развязанного театральным критиком скандала. Критику не понравился выложенный в YouTube четырехминутный ролик с записью репетиции спектакля «Башлачев. Свердловск-Лениград и назад» независимого екатеринбургского театра «Центр современной драматургии» (на верхнем фото). Узнав, что спектакль номинирован на «Золотую маску», «специалист» развязал скандал об «оскорблении чувств» друзей и родственников Башлачева, в грязном белье которого якобы решили покопаться создатели спектакля. Из-за нелепого скандала, раздутого не видевшим «Башлачева…» журналистом, этот искренний, поэтичный спектакль, поставленный молодым петербургским режиссером Семеном Серзиным в жанре «квартирника», на «Золотую маску» не попал. Но те театральные критики, которые спектакль видели, не захотели допустить, чтобы один из лучших актеров Екатеринбурга и «Коляда-театра» Олег Ягодин, давно ставший любимцем московской публики, не сыграл перед ней свою лучшую роль. В результате спектакль с измененным названием «Сашбаш. Свердловск-Ленинград и назад» (чт 15 сентября, 19.00, 22.00, Боярские палаты СТД РФ) стал приглашенным гостем фестиваля «АртМиграция», который с 11 по 15 сентября пройдет в театральном центре «На Страстном». Его афиша составлена из лучших постановок молодых режиссеров, выпускников столичных вузов, которые они сделали в провинции в прошлом сезоне. Все интересные, но особенно — завершающий основную программу спектакль ярославского театра им. Ф. Волкова «Москва-Петушки» (вт 15 сентября, 19.00, ТЦ «На Страстном»), поставленный по поэме Виктора Ерофеева режиссером Денисом Азаровым.