Скульптуры, которых мы уже не увидим
В основе экспозиции — работы Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта, трех советских скульпторов из знаменитого объединения «ЛеСС», которое образовалось в 1954 году и просуществовало без малого 15 лет. Все трое работали в одной мастерской, и их произведения шли вразрез с официальным советским искусством, за что их стали называть «подвальными нонконформистами». Хотя в Манеже выставлено больше десятка разных художников, внимание активистов, называвших себя православными, привлекли работы Вадима Сидура — четырем из них досталось за предполагаемое богохульство, и пока неизвестно, можно ли их восстановить. Оставим в стороне законность самосуда со стороны активистов — пусть этим занимается прокуратура. Мы же рассмотрим ситуацию с точки зрения истории искусства — ведь глупо полагать, что ситуация хоть сколько-нибудь нова. Все это уже было — вспомним, например, иконоборчество, которое позже неизменно признавалось вандализмом.
Вадим Сидур совсем молодым попал на фронт во время Второй мировой и был очень тяжело ранен — пуля чудом не задела мозг, но раздробила челюсть, и нижняя часть лица навсегда осталась изуродованной. С тех пор вся жизнь Сидура и, конечно же, все его творчество были посвящены не только боли, с которой он жил, но и чудесному спасению, которым, по его же словам, он был обязан только Богу. Практически все работы художника — о страдании, о потерях, о печальных событиях в истории, о любви, которая, как известно, побеждает все, и о божественном во всех его проявлениях. Скульптуры Сидура есть во многих городах мира — например, в Касселе, в Берлине, в Принстоне. В Москве у станции метро «Перово» установлен его памятник погибшим и оставшимся без погребения во время Афганской войны (на фото). В Пушкине — памятник жертвам Холокоста.
Работы, попавшие «под раздачу» активистов, были на библейские темы — там и снятие с креста Иисуса Христа, и голова Иоанна Крестителя, созданная молодой художницей Megasoma Mars. И изображены они были не так, как того требуют православный канон. Но тут-то и кроется важный нюанс: работы были выставлены не в церкви и функцию имели принципиально иную — размышления художников на вечные темы. Есть и еще один аспект: к событиям жизни Христа можно подходить с исторической точки зрения, и если считать богохульством любое отступление от канона, то остракизму нужно подвергнуть и знаменитую работу Иванова «Явление Христа народу», и «Мастера и Маргариту» Булгакова, и еще сотни величайших произведений мировой культуры. Да и канон за всю историю христианства менялся — например, икона Христа Пантократора VI века из монастыря Св. Екатерины на горе Синай совсем не подходит под православный канон, но все равно это одна из наиболее почитаемых и древних святынь для христиан по всему миру. Вопрос не в том, как изображать — почти всегда можно сказать «а у нас принято иначе», — а в том, с какой целью это делать. И вот тут активисты сильно промахнулись. Вадим Сидур как раз был человеком, которого крайне сложно обвинить в равнодушии, в безразличии к чужой боли и бедам, в стремлении высмеять что-то важное. А если не сочувствие и вера в чудо являются христианскими ценностями, то что тогда?