Премьера фэнтези-мюзикла «Последнее испытание» | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Премьера фэнтези-мюзикла «Последнее испытание»

  14 сентября 2015
14 мин
Премьера фэнтези-мюзикла «Последнее испытание»

Этой осенью российский зритель увидит долгожданную премьеру фэнтези-мюзикла «Последнее испытание». По словам создателей, никто не останется равнодушным, всех пришедших на спектакль ждут слезы и катарсис. Кроме того, помимо московской премьеры, в ближайшее время мюзикл увидят в крупных городах России и в странах СНГ. Чтобы приоткрыть завесу тайны сюжета и узнать секреты постановки, Time Out встретился с создателями и режиссерами первого фэнтези-мюзикла в России. 

Антон Круглов, композитор, автор идеи мюзикла «Последнее испытание»

О чем сюжет мюзикла?

Великий чародей мечтает стать божеством, чтобы сделать мир лучше, или просто потому, что его обижали в детстве. Мотиваций несколько. Для этого он должен спуститься в Бездну (ад) и сразить богиню Тьмы, которая постоянно его искушает во снах. Но, как принято, Врата в Бездну заперты «условием невыполнимым»: открыть их может лишь искренний союз тех, кто служит Тьме и Свету. Чародей находит жрицу Света и цинично увлекает ее за собой. Они проходят через ряд испытаний, приключений, и между ними вспыхивает любовь. Врата отворяются. Но в Бездне мага ставят перед выбором: сохранить любовь или получить безграничную власть? И что же он выбирает, как вы думаете? Это всего лишь основная линия. В мюзикле много социальной сатиры, например, на нацистскую идеологию, фанатичную веру и способы манипуляции массами. Еще у мага есть брат, положительный герой, которым он манипулирует.

Что вас вдохновило на написание музыки к мюзиклу?

Вдохновили меня в первую очередь работы Алексея Рыбникова, Геннадия Гладкова и Максима Дунаевского, композиторов, которые создали мелодичные и глубокие произведения в жанре киномузыки и рок-оперы: «Юнона и Авось», «Обыкновенное чудо», «Три мушкетера» и другие. Я впитал их музыку с детства и, создавая «Последнее испытание», старался привнести в мюзикл такой же светлый компонент, легкость и красоту мелодий, которой отличается работа этих композиторов. Также я восхищаюсь мюзиклами Эндрю Ллойда Уэббера, его гармоническими и ритмическими решениями, аранжировками. Ориентируясь на творчество таких мастеров, я и создавал «Последнее испытание».

Мюзикл создан по мотивам фэнтези-цикла «Сага о копье». Чем продиктован выбор именно этого произведения и почему вы выбрали такое название «Последнее испытание»?

В данном произведении очень интересный главный герой. Мы с Еленой Ханпирой, автором текстов мюзикла, его классифицировали следующим образом: наполовину Раскольников, наполовину Печорин. Такой герой очень близок русскому человеку. И пусть он живет в придуманном мире, он испытывает вполне земные чувства и принимает вполне человеческие решения. Кто он: «тварь дрожащая или право имеет?» Стать ли ему божеством? Отказаться ли от человеческой любви ради безграничной власти? Этот персонаж настолько многогранен и притягателен, что его полюбила не только женская, но и мужская аудитория. Вообще «фэнтези» в мюзикле – это только ширма, антураж. Чародей ни разу не колдует, там нет летающих по сцене драконов. Все драконы внутри героев. А «последнее испытание» ждет каждого человека, важно не упустить момент, когда оно наступит. 

Что в вашем проекте есть особенного, что отличает его от других мюзиклов? 

В нем есть главное: музыка и сюжет, которые не отпускают зрителя до самого финала, вызывая у него слезы и катарсис. Это не развлекательное шоу, на которое стоит ходить только ради эффектной декорации. У нас есть ядро, и есть над чем подумать. 
Изначально ваш проект существовал в виде аудио версии. Что сыграло самую важную роль в продвижении проекта?
Поддержка и интерес аудитории. Только благодаря тому, что слушателю понравилась аудио версия, стало возможным появление театральной постановки. За несколько лет распространения аудио версии в Сети мы получили массу положительных отзывов, сформировался настоящий фан-клуб, который требовал визуализации мюзикла. Такая мощная поддержка от слушателя помогала и помогает нам на всех этапах.

Елена Ханпира, автор идеи, поэт, исполнительница роли Светлой жрицы

Елена, что у вас общего с вашей героиней? 

Сострадание, доброта. Способность верить в то, что человек может измениться. Горячее желание, чтобы человек отказался от плохого в себе, стал лучше. Это то, что роднит меня с образом моей героини Светлой Жрицы в мюзикле. 

Расскажите о вашей героине, кто она, эта Светлая жрица?

Если вы когда-нибудь пытались исправить мужчину, то вы знаете о моей героине практически все. Другое дело, что никто еще не ответил на вопрос, можно ли исправить мужчину. Толки ходят об этом разные, и наш мюзикл дает на это свой ответ. Это история Красавицы и Чудовища с не сказочным финалом. И вообще, здесь все по-взрослому, не как в сказке: любовь Красавицы не так уж безупречна, ибо сила чувства – это еще не его качество; а Чудовище вполне сознательно использует амбиции женщины, чтобы достичь удовлетворить свои властные амбиции. И сама Жрица – персонаж очень сложный, неоднозначный. Это высокомерная моралистка, которой впервые овладевают женские чувства, и в них все – и гордыня, и сострадание, и страсть. Она заходит слишком далеко, так и не отделив настоящую любовь от желания самоутвердиться, и из самых высоких побуждений становится потворщицей зла. Это весьма поучительная история о слепой любви. И все-таки – о любви. К моей героине можно относиться по-разному, но изначально мы вложили в ее образ симпатию и горячее сочувствие.

Как к вам пришла идея написания текстов? Это было что-то внезапное или вы всегда хотели написать именно для мюзикла?

Когда я прочитала книгу, меня очень зацепили образы героев и сюжет. Вдохновившись, я написала песню «Судьба», ставшую впоследствии эпилогом проекта . Вскоре я познакомилась с композитором Антоном Кругловым, и он предложил написать цикл песен к этому сюжету. Мы активно взялись за дело и написали несколько отдельных песен, которые сразу получили популярность среди поклонников фэнтези-жанра. Стало понятно, что это действительно интересно и востребовано, и мы взялись писать целый мюзикл по мотивам книги.

Как автор поэтической части мюзикла, скажите, пожалуйста, вложены ли в тексты стихов либретто какие-то ваши личные переживания?

Да, такие личные песни есть в составе либретто. Например, стихи к финальной песне героини «Бессмысленно, как всякая жестокость» написаны в острый момент моей жизни, по личному поводу, когда мне было по-настоящему плохо, и еще до того, как я взялась за мюзикл. Уже потом это стало песней моей героини.

Полина Меньших, режиссер-постановщик московской версии мюзикла «Последнее испытание» 

Что вам больше всего помогло понять идею создателей и воплотить ее на сцене? Есть что-то такое в идее создателей, что привлекло и поразило вас больше всего? 

Я не знаю, что и как произошло, но с первой же ноты что я услышала и просто почувствовала, что это совершенно мое произведение. Это моя история и что самое главное – это музыка невероятно сценичная, и она очень хороша для воплощения. Работала я преимущественно с композитором и создателем Антоном Кругловым, а привлекла больше всего именно проблема выбора в сюжете, это для меня близкая и понятная тема. 

Жанр мюзикла очень популярен на данный момент. Чем он вас привлекает, как режиссера-постановщика? 

Я вообще не люблю мюзиклы и очень люблю оперу. И когда мы приступали к постановке, я спросила у композитора Антона Круглова, что мы ставим мюзикл или рок-оперу. Это несколько разные формы существования. Сегодняшний мюзикл – это костюмированный концерт, где должно быть соблюдены 3 основных параметра: в основе сюжета должно быть популярное литературное произведение или личность, пара-тройка хитов, супер трюк или супер декорация. И все это есть в моей постановке. Мне нравится рассказывать истории с помощью музыки и танца. Можно увлечь зрителя, развлечь, заставить задуматься о вечном.

Вы работали над постановкой совместно с Антоном Кругловым, насколько легко работать вместе творческим людям, имеющим свои взгляды на определенные вопросы? 

Нелегко, но очень здорово. Антон логик, я живу чувствами. Дополняли друг друга. Иной раз не могу объяснить, почему делаю что-то, но чувствую, что так нужно делать. Антону нужны объяснения и логические обоснования, как любому нормальному мужчине. Всякое за это время бывало. И ругались, и мирились, и что-то делали вместе, что-то порознь.

Использовали ли вы какие-нибудь интересные приемы в сценографии? Какие самые сильные стороны у вашей постановки?

Как я уже сказала должен быть трюк или супер декорация. И то и другое в моей постановке есть. Это балет и миманс. Все смены картин сделаны открытым приемом с помощью людей.
Моя сильная сторона это люди. Те, кто есть в проекте. Те, кто туда приходит. Все создается прямо на глазах у зрителя. В моем спектакле мы используем видео проекцию, разноуровневый подиум, который разбирается на множество составляющих. В одной сцене лестница в небо, по которой Король-жрец совершает свое восхождение к гибели Истара, в другой лестница разбирается на столики, барную стойку и это Кабак, в другой это стена крепости, которую будет штурмовать брат-близнец главного героя мюзикла.

Вы создали спектакль, в котором огромная роль отводится хореографии. Почему вы выбрали именно такое направление для данного спектакля?

Тут сыграло роль очень много факторов. Во-первых, у меня был театр, который мог станцевать все, во вторых отсутствие денег и как следствие возможностей насытить постановку техническими приемами. Но самое главное – нужна была магия. А настоящая магия – это то, что творят люди, которые собрались вместе. Сотворение магии главного героя – было основополагающим в использовании именно этого приема. К тому же, я по профессии хореограф и на моем счету множество спектаклей и шоу, созданных этим языком и он для меня наиболее интересный.

В спектакле есть Светлая жрица и Темная владычица. Какой образ наиболее привлекательный именно для вас и почему? 

Без одной не было бы другой. Просто это разные ипостаси женственности. Джульеттинская чистота и вера с одной стороны, и глубинная мудрость и чувственность с другой. Для Светлой Жрица материальный мир и мир чувств – открытие и удивление. Для нее прикосновение и страх такой, какой она испытывает – новые ощущения. Владычица тьмы живет чувствами, играет на чувствах, предлагает, обольщает, пугает и завораживает. В моем спектакле Темную владычицу – пятиглавого дракона – воплощают 5 исполнительниц. Центральная собственно поющая, и 4 артистки балета. Одну из них танцую я. И я очень люблю танцевать Красную голову дракона. Темная владычица почти всегда создатель, а Светлая Жрица – это та ради которой она создает.

А в чем основное отличие этой постановки от всех других ваших режиссерских работ? И в чем уникальность среди конкурентных постановок?

Мне сейчас хочется воскликнуть: приходите и увидите! Это как рассказывать про что стихи. Все о любви, но по –разному. У меня много движения на сцене. Балет и миманс создают пространство и атмосферу спектакля. Они и декорация, и рассказчик, и хор, как в древнегреческой трагедии, и множество различных персонажей, которых не было в изначальном либретто, но этих персонажей мне нужно было придумать для того чтобы показать главных героев и раскрыть их характер и образ.

Каким вы видите зрителя своего спектакля «Последнее испытание»? Кому будет в первую очередь интересно это увидеть?

Зритель есть зритель. Они приходят развлечься, посмотреть историю, узнать самих себя в героях. Это могут быть и старые фанаты, и люди, совершенно не знакомые с темой, не читавшие книг и ничего не знающие про запутанную историю героев. 
Тема любви и выбора близка всем, в какой бы оправе не существовала история. Будь то фэнтези, или соцреализм.

Руслан Герасименко, режиссер-постановщик гастрольной версии мюзикла «Последнее испытание», исполнитель главной роли Чародея

Руслан, как режиссер гастрольной версии мюзикла, расскажите, что уникального ждет зрителей городов России? Что, на ваш взгляд, является сильной стороной вашей постановки?

Я долго думал над решением сценического пространства, ведь нет возможности привести в каждый город полноценную декорацию, и тут на помощь пришли современные технологии. При помощи проекционных полупрозрачных тюлей, которые будут перемещаться по сцене в трех планах, тем самым создавая уникальное сценическое пространство, мы решили вопрос сценографии! Также в наш спектакль добавит магии песочная проекция, будут активно использоваться паркур и трикинг, воздушная гимнастика. Эти элементы будут подчеркивать выразительность передачи режиссерского замысла, и зритель сможет их увидеть в следующих сценах: Ария Чародея, Истар, Соблазнение, Кошмары, Финал! Так что посмотреть будет на что! 
Я надеюсь, что у нас получится воплотить в реальность, то, что мы задумали, и постановка приобретет определенную яркость, которую могут предоставить современные технологии. Конечно, огромным плюсом является актерский состав, решения балетмейстера, трюковая часть спектакль. Технически мы не можем позволить себе некоторые приемы, доступные постановкам на стационаре, так как при гастролях очень сложно учесть все сложности на новых площадках. Но, я думаю, это не помешает нам сделать яркое шоу!

Руслан, какие советы создателей вам помогают больше всего в вашей работе режиссера? 

Для меня очень важны советы и активное участие создателей проекта, например, очень ценными для меня являются советы композитора Антона Круглова по музыкальной драматургии. А с автором текстов Еленой Ханпирой, исполняющей также главную роль жрицы, мы тесно сотрудничаем в разработке сцен. Поэтому считаю, что это наше совместное творчество.

Каким образом получилось так, что вы, профессиональный актер решили выступить в роли режиссера-постановщика мюзикла? Насколько вам близок и понятен жанр мюзикла?

Ну я еще совсем немного режиссер. Да, это моя вторая постановка, но настолько масштабная – первая! Конечно, я с радостью взялся за эту работу, когда возникла идея выпустить гастрольный спектакль, я очень люблю эту музыку, и мне безумно нравится текст. Мы с Еленой Ханпирой ,автором либретто, много работали над тем, чтоб адаптировать драматургию, но это вы увидите уже на спектакле. Жанр мюзикла мне близок, так как я не первый год работаю в нем, но оказалось, что не так понятен, как хотелось бы. В этом жанре есть очень много музыкальных законов, которые в драматическом театре можно нарушить, или, как таковых, их там вообще нет. Я очень надеюсь, что спектакль получится интересным именно из-за этого синтеза музыкального спектакля и режиссуры драматического театра.

Вы играете в спектакле главную роль Чародея, насколько вам близок этот образ? И трудно ли вам совмещать работу режиссера и актера одновременно?

Мне как актеру очень интересен этот материал. Я вообще люблю играть неоднозначных персонажей. Мне нравится и борьба внутри Чародея, и его циничный взгляд на этот мир, и то как он идет к своей цели, и то, как достигнув ее, он теряет все. Конечно, очень сложно ставить и играть центральную роль одновременно, это лишает меня режиссерской помощи, и я благодарен моим партнерам, которые помогают мне в этом.  

Что вы хотите донести до зрителя в первую очередь через свою постановку? 

Единственное, чего я хочу добиться, это то чтоб зритель увидел в этом спектакле не только фэнтези, но и реальную жизнь. Чтобы каждый, кто смотрит спектакль, соотнес свои приоритеты, увидел ошибки и задался вопросом. Каким? Это уже дело каждого.
Как говорится: автор пишет про себя, режиссер ставит про себя, актер играет про себя, а зритель смотрит про себя. Театр — это не только развлекательная индустрия, но и институт формирования общественного мнения. Это большая власть, но и ответственность также. Я надеюсь, что каждый пришедший на наш спектакль, вынесет для себя что-то полезное, а не только насладится красивой музыкой, замечательными актерами и ярким шоу.

Скажите, в каких городах вы планируете показать гастрольную версию этой осенью?

10 октября состоится премьера в Нижнем Новгороде. Потом нас ждет Санкт-Петербург, Минск, Новосибирск, Екатеринбург и Ростов-на-Дону. Приглашаем! Информацию по датам и местам проведения спектаклей можно будет уточнить у нас в группе ВК и на сайте мюзикла.

На правах рекламы