Новый директор Парка Горького: чего ждать
О Елене Тюняевой известно немного. Родилась в 1975 году, закончила РХТУ имени Менделеева. Сначала работала арбитражным управляющим «Музеона», в 2011 году стала его директором. И после этого странный участок земли с неприятными на вид памятниками стал местом, куда начали ходить и о котором заговорили. В 2013-м в «Музеоне» открылась обновленная Крымская набережная. В 2014-м там открыли обновленный «Корабль Брюсов» с кафе и барбершопами. Плюс появились концерты и фестивали, которые теперь летом проходят едва ли не каждую неделю. В результате — при том, что «Музеон» в 10 раз меньше Парка Горького — в него приходят (и проходят сквозь него из Парка Горького на «Стрелку») более 6 млн человек в год — примерно половина посетителей Парка Горького.
При небольшой территории «Музеону» удавалось делать на редкость громкие события. Только в этом году там выступали десятки групп от Iowa и Morcheeba до The Libertines. Показы «Такси» Панахи в летнем кинотеатре начались задолго до старта ограниченного проката. В День города, когда, казалось, ничто уже не может спасти праздник от реконструкторов и рубки капусты на Тверской, там устроили небольшой уютный фестиваль авангардной музыки Fields. И, пожалуй, последнее громкое событие – совместный с «Colta.ru» фестиваль «Остров 90-х». На него удалось собрать практически всех героев эпохи, и даже те, кто вообще не знал, что есть такой фестиваль, забивали ленты фейсбука ностальгическими фотографиями.
Ольга Захарова более известный человек: занималась модой, работала на телеканале «Дождь». Она директор Парка Горького тоже с 2011 года и, просто в силу огромной территории парка, сделала больше, чем дирекция «Музеона». При ней когда-то полузаброшенная площадка стала той, которую мы знаем: с велодорожками, пляжным волейболом летом и катком зимой. При ней к парку присоединили Воробьевы горы, а по Нескучному саду стало можно ходить, не утопая в грязи. Парк стал образцом, который теперь копируют, например, «Сокольники»: стоило Захаровой объявить сбор экспонатов для музея парка, в «Сокольниках» его тоже объявили. Стоило ЦПКиО запустить программу именных лавочек, на которых пишут имена дарителей, в «Сокольниках» появились именные «скамейки влюбленных».
Но в этом году стало ясно, что развитие Парка Горького в его нынешнем виде достигло предела. И по доходам, о чем говорит сама Захарова в интервью «Коммерсанту», и — главное — в идейном смысле. Да, в 2015-м в парке провели несколько больших фестивалей стрит-культуры — хороших, но не более того. Да, запустили интересный проект — концерты на смотровой площадке отреставрированного Главного входа, но громких групп на ней пока не было. По сути, из больших удач случилась только одна косвенная: на территории парка открыли фантастически впечатляющее новое здание «Гаража» и проводят там отличные выставки.
Команда парка пыталась креативить, но как-то мелко: вернули исторические названия нескольким аллеям, выпустили духи «с ароматом тумана на пруду». А самыми громкими событиями все равно оказались официозный выпускной, день десантника и пара в общем-то неизбежных для большой территории скандалов: запрет лекции журналиста Олега Кашина и вынесенные непонятно кем книги из домика графа Орлова. Иными словами, в этом году огромный Парк Горького проиграл «Музеону» вчистую: и по качеству событий, и по интересным идеям, и по информационным поводам.
Так что, как ни горько это признавать и сколько бы пользователей фейсбука ни участвовали сейчас в флешмобе «je suis Ольга Захарова», назначение директором объединенного парка не Захаровой, а Тюняевой — логично. Хотя вопросов и неясностей, конечно, много. Например, люди осведомленные утверждают, что увольнение Захаровой произошло из-за ее плохих личных отношений с главой Департамента культуры Александром Кибовским. Если это так, то вменяемое, казалось бы, решение продиктовано не здравым смыслом, а особенностями характеров обеих сторон.
При всем этом у нового директора пока почти не остается простора для собственных решений. Зимний облик Парка Горького в общих чертах уже понятен: там будет каток, оформление которого — что бы это ни значило — «навеяно песней Леннона Imagine». Основные решения по реконструкции парка тоже приняты: будет меняться вид Пушкинской набережной, восстановят исторический кинотеатр в нынешнем здании дирекции. В следующем году — уже можно предсказать возмущение москвичей — снова перекопают территорию неподалеку от «Гаража». Там будет ландшафтный парк.
Неясно, сможет ли новый директор управлять — не столько территорией и бюджетами, сколько настроением публики. Если за «Музеоном» окончательно закрепилась слава уютного хипстерского места, то Парк Горького как раз перестает быть «модным» — туда снова ходит огромное количество подростков в трениках и «гостей столицы». Именно их настроения учитывала дирекция Захаровой, когда, например, предпочла устроить в День Города не фестиваль интеллектуальной электроники, а концерт рэперов. Стиль «Музеона» такую публику скорее отпугивает. С другой стороны, из-за неприятных обстоятельств увольнения Захаровой (и это ведь не последнее увольнение) новая дирекция рискует потерять уважение как раз у тех людей, для которых раньше и Парк Горького, и «Музеон» были символами связанного с именем Сергея Капкова дружелюбного, достойного облика города.
Последний вопрос — что будет, собственно, с «Музеоном». Если все его нынешние активности — с павильоном «Школа» и концертами по четвергам — наполнят большое пространство Парка Горького, он рискует попросту опустеть и из уютного хипстерского места снова превратиться в странный участок земли с неприятными на вид памятниками.
Фото слева: Мария Букреева