25 лучших французских фильмов всех времен
Time Out вспоминает великие французские фильмы — Годара и Трюффо, Мельвиля и Рене.
16. «Мой дядюшка» (Mon oncle), 1958, реж. Жак Тати
Первый цветной фильм великого французского комика — блестяще, обманчиво просто ломающий комедию на контрасте между соседями, обитающими в автоматизированном модернистском доме педантами Арпелями, и беспорядочным, рассеянно-богемным месье Юло, любимым персонажем Тати. Некоторые эпизоды чуть затянуты, но большинство незабываемо смешны, наблюдательны и всегда идеально технически выстроены. Безумные гаджеты Арпелей скрежещут и рычат, высокие каблуки цокают как метрономы, и даже страдающая от депрессии такса в тартановом плаще подчиняется уморительному, проникновенному видению Тати.
15. «Великая иллюзия» (La Grande Illusion), 1937, реж. Жан Ренуар
«Великая иллюзия» не теряет актуальности и спустя почти 80 лет после выхода. Великий антивоенный фильм, снятый накануне одного глобального конфликта и повествующий о другом, проповедует универсальные ценности и порядочность — например, способность каждого из нас с уважением и теплом относиться к тем, с кем нас объединяют связи крепче любых национальных границ и политических разногласий. Звучит слишком духоподъемно? Не беспокойтесь, Ренуар не меньше, чем об объединении перед лицом беды, говорит о жестокости классовых различий и живучести социального расслоения. Острые политические фильмы редко бывают такими увлекательными, естественными и человечными.
14. «Плата за страх» (Le salaire de la peur), 1953, реж. Анри-Жорж Клузо
На протяжении всей своей профессиональной жизни Анри-Жорж Клузо страдал от сравнений с Альфредом Хичкоком — столь частых, что критики к фильмам француза относились пренебрежительно. Клузо не стоило переживать — на пике карьеры он был даже лучше старика Хича. «Дьяволицы» (1955) — идеальный психосексуальный триллер, а чуть более ранняя «Плата за страх» о четырех неудачниках-европейцах, в надежде выбраться из Латинской Америки соглашающихся доставить нитроглицерин к горящим нефтяным месторождениям, полирует хичкоковскую формулу саспенса до мастерского блеска. Именно здесь преимущества Клузо над Хичкоком наиболее очевидны — он выстраивает нервные, гиперадреналиновые и выверенные до миллиметра экшен-сцены.