25 лучших французских фильмов всех времен
Time Out вспоминает великие французские фильмы — Годара и Трюффо, Мельвиля и Рене.
19. «Зеленый луч» (Le rayon vert), 1986, реж. Эрик Ромер
Идет июль, а Дельфина, молодая парижская секретарша, в замешательстве по поводу отпуска: друг неожиданно отказался ехать с ней в Грецию, у всех ее спутниц есть бойфренды, а представлять август в Париже Дельфине невыносимо. Она еще и надеется встретить любовника своей мечты — правда, пока приходится только отбиваться от внимания хищных мерзавцев. Реалистичный сюжет у Ромера в «Зеленом луче» не обходится без дуновения сказки для взрослых — но еще примечательнее тот факт, что фильм почти целиком сымпровизирован, чего зритель может и не заметить. Он идеально сконструирован, снят и сыгран, а один из лучших французских режиссеров в истории с легкостью передает уныние одинокого отпуска среди толп отдыхающих и упивается особенностями места, времени и погоды. Обманчиво простой фильм источает искренность и спонтанность; лучший для него эпитет — шедевр.
18. «Наудачу, Бальтазар» (Au hasard Balthazar), 1966, реж. Робер Брессон
Зверь как святой: в решительной, загадочной притче Робера Брессона один ослик, названный в честь одного из трех волхвов, становится свидетелем и жертвой людской жестокости, глупости — и любви. Доводя свое недоверие к театральному актерству до предела, Брессон помещает немое животное в центр кадра и фильма — Бальтазар переходит от одного владельца к другому, возит на спине детей и таскает сельскохозяйственную машинерию на фоне всеобщей нищеты и безумия. Проникнутый ироничным, сдержанным юмором, это, возможно, самый идеально реализованный фильм Брессона — и уж точно самый душераздирающий.
17. «Вальсирующие» (Les Valseuses), 1974, реж. Бертран Блие
Большой хит во Франции 1970-х, эта эксцентричная сатира не без удовольствия дает двоим своим героям-смутьянам во всей красе продемонстрировать обществу средний палец. Эскапады парочки включают автоугон, ограбление, секс втроем и всевозможные мелкие хулиганства и оскорбления, а развитие персонажей ограничивается разве что постепенно появляющейся придирчивостью в выборе объектов для совокупления. Бросая девушку, которая не может испытывать оргазмов, они цепляют только что вышедшую из тюрьмы женщину постарше — в надежде, что она умирает от желания кончить (так и есть — причем в буквальном смысле).