Что смотреть на фестивале норвежского кино?

Что смотреть на фестивале норвежского кино?

Денис Рузаев   14 октября 2015
4 мин
Что смотреть на фестивале норвежского кино?
Мужчины в беде и женщины в неглиже — в гиде Time Out по смотру главной на данный момент скандинавской кинематографии.

 

«Громче, чем бомбы»

Главный фильм фестиваля — и один из лучших участников основного конкурса последнего Каннского кинофестиваля. Йоаким Триер, в отличие от однофамильца (или очень дальнего родственника, мнения разнятся) Ларса, в принципе предпочитает провокациям проникновенность — другое дело, что в этом, своем первом снятом в Америке фильме, он то и дело взрывает привычный для себя реализм частной драмы разнородными режиссерскими трюками. Вот в историю семьи, горюющей по разбившейся в ДТП жене и матери (Изабель Юппер), врывается клиповая, похожая на AES+F сцена сна, а вот Триер то и дело отвлекается от сюжета то на вставку World of Warcraft, то на подростковую комедию. По Триеру, утрата близкого — страшнейшая травма, и травмированы здесь не только герои, но и сам фильм, несовершенный, уязвимый, неотразимый.

14 октября, 19:30

 

«1001 грамм»

Мастер тонких абсурдистских трагикомедий Бент Хамер — автор, например, «Фактотума» и «О’Хортена» — впервые применяет свой фирменный стиль к футуристике. «1001 грамм» отправляется в недалекое будущее, чтобы увидеть там посреди всеобщей диджитализации дальнейшее погружение людских обществ в тотальный гротеск. Все это — на одновременно угарном и печальном сюжете о дочке метролога, отправляющейся в Париж на профессиональный слет деятелей мер и весов с эталоном килограмма в чемодане.

15 октября, 19:00

 

«Харольд здесь»

Наперекор современному миру пытается идти и герой причудливой (как бывает причудливым только скандинавское кино) комедии «Харольд здесь». Потомственный, уважаемый в своем уголке мировой провинции мебельщик выясняет, что напротив его салона строят гигантский супермаркет IKEA, — и объявляет цитадели стандартизации персональную войну, которая включает в том числе и киднеппинг создателя IKEA.

16 октября, 19:00

 

«Исчезающий иллюзионист»

В 2003-м известный немецкий иллюзионист Дирк Ом без вести пропал в норвежской глубинке. Режиссер Бобби Пирс воображает обстоятельства до сих пор не объясненной трагедии и придумывает на ее основе не стылый детектив или унылый байопик, а полноценную романтическую фантазию. Губит Ома, по версии фильма, непреодолимая любовь — и девушка в шарфе, не то призрачная, не то реальная (на верхнем фото).

17 октября, 17:00

 

«Против природы»

Скандинавский — и маскулинный — ответ голливудской «Дикой», «Против природы» отправляет своего героя, примерного семьянина из среднего класса, переживать кризис середины жизни в глушь норвежских лесов. Тот пытается изжить тоску то бегом, то мастурбацией — но экзистенциальные муки не отступают, лишь нагоняя героя, чтобы отвесить ему пинок по обнаженной заднице. Неспешный, на одного, в сущности, актера разыгранный, но ни одной минуты не скучный благодаря ироничному закадровому комментарию фильм.

18 октября, 19:00

 

«Женщины в мужских рубашках»

Экзистенциальный кризис — не строго мужская прерогатива, напоминает фильм режиссера-дебютантки Ингвилд Све Фликке, чтобы вывести из этой нехитрой мысли довольно изысканную по интонации мизантропскую комедию. Три женщины в возрасте от 20 до 60 поочередно сталкиваются с лицемерием и несовершенством этого мира — и Фликке даже ухитряется свести их сюжетные линии воедино так ловко, что позавидовали бы и мастера этого натянутого приема Иньярриту и Пол Хаггис.

19 октября, 19:00

 

«Слепая»

Автор «Слепой» Эскиль Вогт писал сценарии почти всех фильмов того же Йоахима Триера — но в своем режиссерском дебюте «Слепая» лихо уходит от чувствительности работ своего соавтора в сторону комедии абсурда. Незрячая писательница воображает себе друзей и таким образом создает собственный, герметичный внутренний мир, чтобы затем размыть границы между ним и реальностью. То же, если вдуматься, делал и самый известный современный норвежец — убийца Андрес Брейвик, и Вогт не упускает ни этой параллели, ни возможности для едкого социального комментария.

21 октября, 19:00

С 14 по 21 октября, «Формула Кино Горизонт»