Гильермо Дель Торо: «Мне нравится, когда абсолютная красота сталкивается с жутким насилием»
После глобального успеха своего баттла между роботами и монстрами «Тихоокеанский рубеж» Гильермо Дель Торо снял «Багровый пик» — старомодную готическую сказку, которая напоминает о более ранних и любимых преданными фанатами фильмов режиссера «Хребте дьявола» и «Лабиринте Фавна».
Миа Васиковска играет в «Пике» юную американскую беллетристку, которая влюбляется в неудачливого британского аристократа в исполнении Тома Хиддлстона и едет с ним из Новой Англии в Англию классическую. Там, в его сыплющемся от старости поместье, ее ждут мрачные тайны, древние призраки и буйствующая Джессика Честейн.
С «Лабиринта Фавна» прошло девять лет. Что заставило вас вернуться к фильмам ужасов?
Ну, «Багровый пик» — вообще не фильм ужасов, это готическая мелодрама. В викторианскую эпоху эффект, к которому я стремился, называли приятным ужасом. Такие истории берут атмосферой, а не шоковыми приемами. Первым фильмом, который я увидел в своей жизни, в возрасте четырех лет, был «Грозовой перевал», и я всегда любил мелодрамы с потусторонним душком.
Но ваш фильм намного кровавее «Грозового перевала» или «Джейн Эйр».
Вообще-то в свое время готика считалась очень возмутительной и очень жестокой. Но да, я хотел добиться того же эффекта современными средствами, нарушить некоторые жанровые табу. Например, моя главная героиня — сильная молодая женщина, и ей не нужно быть девственной и невинной, чтобы выжить. Я не хотел, чтобы в финале ее спасал какой-нибудь бравый молодец.
Вы снимали в Канаде, но большая часть действия происходит в Великобритании. Как вам кажется, почему Англия так хорошо подходит для страшных историй?
Если бы мне нужно было проголосовать за самую жуткую страну в мире, то я бы выбрал Англию. Самая богатая традиция страшных историй, лучшие писатели в готическом жанре!
Вы же еще по-своему критикуете в «Багровом пике» британский классовый строй?
Можно так сказать. «Багровый пик» — мой ответ «Аббатству Даунтон»! За тем исключением, что мои персонажи как раз принадлежат к порочному классу. Они медленно, но верно сходят с ума.
Боюсь, это даже более точное описание аристократии, чем может похвастать «Даунтон».
Я мексиканец и поэтому склонен с вами согласиться.
Хорроры редко привлекают таких прекрасных актеров. Как вы убедили Мию Васиковску и Тома Хиддлстона сыграть у вас?
Мне кажется, что у «Багрового пика» очень занятные персонажи, и актерам было интересно их играть и интерпретировать по-своему. Долго убеждать никого не пришлось.
Должно быть, здорово работать с таким небольшим, емким актерским ансамблем?
Да, для режиссера это невероятная радость. Последний раз такая возможность выпадала мне только на «Лабиринте Фавна». В какие-то дни на площадке было очень напряженно, и мы требовали от актеров абсолютной самоотверженности. Нелегко заставлять артиста долго держать такую взвинченную ноту. Но большую часть времени мы веселились как могли.
Почему вы хотели, чтобы Томаса Шарпа сыграл именно Хиддлстон?
Все сложилось само собой. Мне нужен был актер, который бы сумел сыграть очаровательного монстра, мог бы сделать этого жуткого персонажа человечным. Даже если он творит безумные вещи, зритель должен понимать: он делает это по причинам, которые ему кажутся логичными. И я нашел такого актера в лице Тома — он хорош, обаятелен и при этом уязвим и хрупок.
Почему вам так нравится пугать зрителей? Вы не садист случайно?
Что я на самом деле люблю — так это находить прекрасное в ужасном. Мне нравится, когда абсолютная красота сталкивается с жутким насилием. Не знаю, почему. Меня просто привлекает этот контраст.