5 новых московских галерей современного искусства
В Москве хороших галерей по-прежнему мало. Time Out встретился с кураторами и арт-директорами новых площадок, появившихся за последние год-полтора, и узнал об их работе и перспективах российского искусства.
открылась весной 2014 года на «Винзаводе»
Совладельцы: Алена Курмашева и Дмитрий Ветров.
Алена Курмашева и Дмитрий Ветров
Как все началось?
Алена: Мы работаем в сфере искусства с 2009 года. Сначала мы вместе с Димой сделали pop-up галерею: с ней мы организовывали выставки на площадках Москвы и участвовали в арт-ярмарках в Европе. Потом решили, что пора перенести европейский опыт на российскую почву, и открыли «Основу».
Для чего вы делаете «Основу»?
Дмитрий: Сейчас в России есть перегиб в стилевом отношении, тот же московский концептуализм — сколько ему лет? 50? 60? — и он до сих пор вроде как живет и здравствует, а новые форматы скучны. Наша миссия заключается в том, чтобы показать и художникам, и сообществу, что есть новые техники. Выставляя качественные произведения, мы демонстрируем авторам, как можно работать: если им лень зайти в интернет или куда-то съездить, чтобы увидеть, как это делается, то, пожалуйста, пусть смотрят тут.
Алена: Я не согласна: мы все-таки не обучаем художников, а в первую очередь открываем разные направления для зрителей и коллекционеров. Главное для нас — показ качественного искусства. Еще важно открывать новых авторов и вести их.
Как вы выбираете художников?
Алена: Мы отсматриваем очень много материала и из него выбираем, может быть, одного-двух авторов в полгода. Нам очень сложно найти интересных художников, и это личный и интуитивный выбор — мы показываем тех, кто нам интересен. По результатам выставки мы видим, совпало ли наше мнение с позицией критиков и коллекционеров. Если появляются какие-то публикации или продажи, можно сказать, что выбор был успешным. Конечно, для молодой галереи найти свой стилевой почерк — дело времени.
Какое главное достижение галереи?
Алена: Мы практически каждый месяц открываем новую выставку. Наши авторы принимают участие в программах Московской биеннале, и их начали приглашать на международные проекты.
Каким вы видите свой проект через 5 лет?
Алена: Будем участвовать в главных ярмарках, и работы наших художников появятся в значимых европейских коллекциях.
Что происходит с российским арт-рынком?
Дмитрий: В России случайный человек почти никогда не зайдет в галерею и не купит работу. Например, в Японии в галереи приходят простые служащие и приобретают произведения домой или в офис. Культура потребления современного искусства в России... с ней нужно что-то делать.
Алена: Мы всегда рассказываем людям, которые приходят в галерею, что тут можно все приобрести. В первые дни после выставки нам всегда хочется поговорить со зрителями, которые не пришли на вернисаж, — и, к нашему удивлению и сожалению, мы видим, что они совершенно не готовы воспринимать то искусство, которое мы показываем. Обычный посетитель очень часто негативно воспринимает то, что у нас есть, и у него часто даже нет никакого желания прочитать минимальный текст к выставке — проще сказать что-то обидное в адрес художника и вообще всего заведения. Для современного искусства на Западе это тоже обычное дело, но у нас это более массовое явление.
Дмитрий: Еще у нас звезды не интересуются искусством. Вот на ярмарку Art Bazel Miami Beach часто приходят музыканты и актеры и покупают там работы. Единственный из звезд, кого я видел у нас на вечере вернисажей на «Винзаводе», — это Андрей Малахов. Я не говорю, что сюда должен приехать Леонардо ДиКаприо, но певица Ваенга и Стас Михайлов сюда должны зайти. Когда такие люди начнут покупать современное искусство — тогда я скажу, что в России действительно появился арт-рынок. Интереса у наших знаменитостей нет потому, что они не ходят на специальные лекции. Думаю, что еще лет 10–15 нужно для расцвета современного искусства в России.
Сейчас в OSNOVA:
Даша Кудинова «Новые работы», до 14 ноября