5 новых московских галерей современного искусства

5 новых московских галерей современного искусства

Мария Комарова   23 октября 2015
1 мин

В Москве хороших галерей по-прежнему мало. Time Out встретился с кураторами и арт-директорами новых площадок, появившихся за последние год-полтора, и узнал об их работе и перспективах российского искусства.

\"\"

5/5

Центр МАРС

радикально изменил концепцию в феврале 2015 года

 

Директор: Сергей Демчев.

 

Сергей Демчев

 

 

Как все началось?

 

МАРС был старейшей московской галереей, но к 2014 году его деятельность несколько затихла, и один из основателей — художник Константин Худяков — предложил перезапустить центр в новом формате и сделать из него площадку для медиа- и цифрового искусства.

 

Для чего вы делаете МАРС?

 

Хотелось бы, чтобы от нашего поколения осталась история — что-то уникальное, а не повторение того, что делали деды и прадеды. Искусство, которое мы показываем, лучше всего выражает наше время. Мы все погружены в цифровой формат, он стал естественной средой обитания, и художники должны с ним работать. В МАРСе мы стараемся развивать медиа-арт и делать его более доступным, хотя вообще он очень дорогой и технически сложный: от идеи до воплощения — огромный путь. Если раньше художник мог запереться в мастерской и создать работу, то сейчас это уже невозможно: произведение — это результат труда команды людей, и наша цель — свести их в одном месте и наладить творческий процесс на стыке программирования, компьютерной графики и инженерии.

 

Какое главное достижение МАРСа?

 

Мы открыли две исследовательские лаборатории, в Москве и в Петербурге, и создали там условия для работы и экспериментов. Сейчас мы действуем как такая арт-нянька — возимся с художниками и помогаем им, ведь каждое произведение из-за техники стоит колоссальных денег, и авторы часто просто не могут его себе позволить.

 

К нам на выставки ходит довольно много людей: на «Life Zone» пришло 50 тысяч человек, на «Сингулярность» — около 40 тысяч. Мы интересны, потому что говорим на языке поколения и показываем работы уникального жанра. Но с этим связаны и трудности: наши произведения невозможно показать второй раз в том же виде, ведь они создаются под конкретное место, сантиметр туда или сюда — и все уже не работает. Чтобы сделать работу во второй раз, надо начать с нуля — и мы предпочитаем потратить усилия на создание чего-то нового. Иногда очень грустно смотреть на то, как после выставок разбирают произведения, но что делать — надо идти дальше.

 

Еще мы планируем делать проекты на других площадках, но нам сложно найти пространство в известных музеях. Например, мы разработали проект по авангарду для Русского музея, но площади, которые у них есть, невозможно использовать из-за принятых регламентов хранения произведений. Впрочем, эта неудача сподвигла нас на новые поиски, и уже скоро мы представим новые проекты.

 

Каким вы видите проект через 5 лет?

 

Мы должны работать не только для Москвы и Петербурга, но и вносить вклад в развитие общего дела на мировом уровне.

 

Что вы думаете об уровне российского искусства?

 

Россия в области медиа-арта не отстает от остальных стран — у нас много талантливых специалистов. Правда, многие из них в Силиконовой долине или в аналогичных местах, но это потому, что им здесь нечего делать. Надеюсь, МАРС станет таким центром, который сможет удержать талантливых людей на родине.

 

Сейчас в МАРСе:

«Восточный экспресс», до 6 декабря