5 новых московских галерей современного искусства
В Москве хороших галерей по-прежнему мало. Time Out встретился с кураторами и арт-директорами новых площадок, появившихся за последние год-полтора, и узнал об их работе и перспективах российского искусства.
радикально изменил концепцию в феврале 2015 года
Директор: Сергей Демчев.
Сергей Демчев
Как все началось?
МАРС был старейшей московской галереей, но к 2014 году его деятельность несколько затихла, и один из основателей — художник Константин Худяков — предложил перезапустить центр в новом формате и сделать из него площадку для медиа- и цифрового искусства.
Для чего вы делаете МАРС?
Хотелось бы, чтобы от нашего поколения осталась история — что-то уникальное, а не повторение того, что делали деды и прадеды. Искусство, которое мы показываем, лучше всего выражает наше время. Мы все погружены в цифровой формат, он стал естественной средой обитания, и художники должны с ним работать. В МАРСе мы стараемся развивать медиа-арт и делать его более доступным, хотя вообще он очень дорогой и технически сложный: от идеи до воплощения — огромный путь. Если раньше художник мог запереться в мастерской и создать работу, то сейчас это уже невозможно: произведение — это результат труда команды людей, и наша цель — свести их в одном месте и наладить творческий процесс на стыке программирования, компьютерной графики и инженерии.
Какое главное достижение МАРСа?
Мы открыли две исследовательские лаборатории, в Москве и в Петербурге, и создали там условия для работы и экспериментов. Сейчас мы действуем как такая арт-нянька — возимся с художниками и помогаем им, ведь каждое произведение из-за техники стоит колоссальных денег, и авторы часто просто не могут его себе позволить.
К нам на выставки ходит довольно много людей: на «Life Zone» пришло 50 тысяч человек, на «Сингулярность» — около 40 тысяч. Мы интересны, потому что говорим на языке поколения и показываем работы уникального жанра. Но с этим связаны и трудности: наши произведения невозможно показать второй раз в том же виде, ведь они создаются под конкретное место, сантиметр туда или сюда — и все уже не работает. Чтобы сделать работу во второй раз, надо начать с нуля — и мы предпочитаем потратить усилия на создание чего-то нового. Иногда очень грустно смотреть на то, как после выставок разбирают произведения, но что делать — надо идти дальше.
Еще мы планируем делать проекты на других площадках, но нам сложно найти пространство в известных музеях. Например, мы разработали проект по авангарду для Русского музея, но площади, которые у них есть, невозможно использовать из-за принятых регламентов хранения произведений. Впрочем, эта неудача сподвигла нас на новые поиски, и уже скоро мы представим новые проекты.
Каким вы видите проект через 5 лет?
Мы должны работать не только для Москвы и Петербурга, но и вносить вклад в развитие общего дела на мировом уровне.
Что вы думаете об уровне российского искусства?
Россия в области медиа-арта не отстает от остальных стран — у нас много талантливых специалистов. Правда, многие из них в Силиконовой долине или в аналогичных местах, но это потому, что им здесь нечего делать. Надеюсь, МАРС станет таким центром, который сможет удержать талантливых людей на родине.
Сейчас в МАРСе:
«Восточный экспресс», до 6 декабря