Пол Дано: «Для меня несколько месяцев – максимальный порог планирования»
Один из самых интересных актеров современного Голливуда рассказал Time Out о своей роли в «Молодости» Паоло Соррентино, мыслях о Гитлере и о том, что не умеет загадывать далеко вперед.
В российском прокате идет «Молодость» Паоло Соррентино — визуально эффектная, завораживающая панорама забот, страхов и комплексов отдыхающих в альпийском спа-отеле людей богемы и селебрити. Один из самых выразительных постояльцев – актер Джимми Три, ноющий по поводу настигшей его из-за роли робота в попсовой фантастике славы и готовящийся к роли одного из главных злодеев в истории человечества.
Джимми сыграл Пол Дано, начинавший с ролей затюканных тинейджеров в комедиях «Маленькая мисс Счастье» и «Нация фастфуда», но с тех пор показавший почти бесконечную широту диапазона в «Нефти» Пола Томаса Андерсона, «Обходе Мика» Келли Райхардт и «12 годах рабства» Стива Маккуина. Time Out встретился с Дано после каннской премьеры фильма, чтобы узнать, что сам актер на Джимми Три совсем не похож — и старается не только не думать о своем месте в вечности, но и даже не загадывать вперед на несколько месяцев.
В «Молодости» у вас роль небольшая, но насыщенная. Как вы к ней готовились?
Подготовка всегда начинается со сценария. Соррентино пишет очень хорошо — ты уже по сценарию многое понимаешь о персонаже. Кроме того, Паоло очень внятно рассказывает о будущем фильме, в деталях представляя свое видение. Это всегда располагает. Мне к тому же было интересно думать о персонаже, причем не только о его внутреннем мире — но и о публичном образе. Играть актера, который при этом совсем не похож на тебя самого, — это был неплохой эксперимент. Мне-то, в отличие от моего героя, цацки и темные очки совсем не идут. И потом он старше, сделал карьеру лучше моей (смеется). Было круто представлять себя на его месте.
А как вы с Соррентино познакомились?
Я посмотрел его «Великую красоту» — а потом вдруг столкнулся с Паоло на каком-то мероприятии в Лос-Анджелесе, абсолютно случайно. Вообще-то, это была какая-то оскаровская вечеринка — его наградили за «Великую красоту», а я был там из-за роли в «12 годах рабства». Я сказал ему, как мне понравился его фильм, а потом и месяца не прошло, как он уже прислал мне сценарий «Молодости»! Так что эта случайная встреча была судьбоносной — а ведь я уходил с нее, думая: «Хорошо бы он мне как-нибудь позвонил с предложением поработать вместе». Никак не думал, что это предложение поступит так быстро. Получив сценарий, я пересмотрел все его фильмы. Мне нравится изучать экранные миры режиссеров, с которыми мне предстоит работать, их киноязык помогает лучше представить персонажа. Знаете, что мне больше всего нравится как зрителю — да и как актеру тоже? Когда я понимаю, что этот конкретный фильм мог бы снять только этот режиссер. Это уникальный опыт. То же самое я почувствовал, когда сам впервые посмотрел «Молодость». Так что я очень доволен тем, что смог сыграть в ней.
Вы обсуждали на съемках контраст между молодостью и старостью, на котором во многом строится фильм?
Нет, не припомню такого. Мы не обсуждали это напрямую, по крайней мере. Но мы точно все лучше друг друга узнали: много времени провели вместе в небольшом городке, часто обедали и выпивали. Мне кажется, мой персонаж вдохновляется другими героями фильма, сыгранными Майклом Кейном и Харви Кейтелем, узнает себя в них, считает их своими единомышленниками. Поэтому было здорово, что мы и в реальной жизни сблизились — это чувствуется во время просмотра фильма.
Вы себя узнаете в Майкле Кейне и Харви Кейтеле?
Ну, когда я смотрел кино, то определенно узнавал себя в их персонажах — во всяком случае узнавал свои надежды и страхи по поводу будущего, которое меня ждет, если я останусь в этой профессии. Хотя вообще-то я о будущем стараюсь много не думать. Для меня несколько месяцев — максимальный порог планирования. Но смотреть, как эти парни в возрасте за 70 работают со страстью, которой бы позавидовали многие молодые актеры, точно вдохновляет.
Джимми выходит в обеденный зал, переодетый в Гитлера, которого ему предстоит сыграть. Что за этим стоит?
Честно говоря, я сам понял далеко не сразу. Но мне кажется, это акт отчаяния, как удар по воротам с середины поля на последней минуте матча. Он так сильно стремился как можно дальше убраться от своей жизни — то ли от франшизы о роботах, то ли от Голливуда в принципе, что, видимо, этим переодеванием хотел попробовать крайности, показать себе, что актерская игра еще вызывает в нем ту же страсть, что и раньше. Я бы на его месте по крайней мере объяснял себе это так. Хотя это история, повторюсь, совсем не обо мне — и я бы не смог играть те роли, что играет или мечтает играть Джимми.
А в чем вы с Джимми похожи?
Сходство наверняка есть, но различия, честно говоря, интересовали меня куда больше. Опять же, интереснее было сыграть актера, на меня совсем не похожего.
Джимми раздражает, что все знают его только по одной роли. У вас есть подобная роль?
Не уверен. Конечно, это странно, когда тебя узнают по какой-то одной роли — но я, сказать по правде, вообще никак не привыкну, что меня кто-то узнает. И мне пока удавалось выбирать разнообразные, непохожие проекты.
Не раздражаетесь, даже когда-то кто-то вспоминает милкшейки из «Нефти»?
(смеется) «Нефть» — очень хороший фильм. Если моя ноша — страдать из-за шуток о милкшейках из «Нефти», то я не против.
Вы же еще сыграли недавно в «Любви и милосердии», истории группы Beach Boys…
Да, есть такое дело. Честно говоря, для меня это пока был лучший актерский опыт в карьере. Брайан Уилсон — настолько сложный, уникальный и талантливый персонаж, что вряд ли кто-то из моих предыдущих героев может с ним сравниться. Играть его было очень интересно. А слушать Beach Boys каждый день, чтобы лучше его понять? Черт, мне даже можно было не платить за эту роль, все равно бы согласился. Только моему агенту это не передавайте, он меня убьет за эти слова.
Есть ли жанры, в которых вы пока не играли, но которые вас интересуют?
Это прозвучит забавно, учитывая, как Джимми из «Молодости» ненавидит свою роль робота, но вообще-то это научная фантастика! (смеется). С удовольствием бы побывал в космосе — хотя бы и только на киноплощадке. Меня он завораживает. «Звездные войны»? Было бы круто, но необязательно, соглашусь и на другой проект.
Вы не раз говорили о собственных режиссерских амбициях. Вы научились чему-то новому, работая с Соррентино?
Да, конечно. Но не больше и не меньше, чем у других режиссеров. Я стараюсь выбирать только те проекты, на которых могу чему-то научиться, узнать что-то новое — о какой-нибудь стране, о персонаже, о себе самом. И, конечно, о процессе создания фильмов. Однажды, надеюсь, все эти знания мне пригодятся на собственной режиссерской картине. Пока, правда, никаких новостей с этого фронта нет.