25 лучших британских фильмов всех времен
Британское кино может смело считаться одним из самых разнообразных, богатых на сюжеты, темы и героев в мире.
25. «Фотоувеличение» (Blow-Up), 1966, реж. Микеланджело Антониони
В «Фотоувеличении» свингующий Лондон — огромное место преступления, настолько, что бесцеремонный фэшн-фотограф Томас (Дэвид Хеммингс), балуясь с камерой в парке, случайно запечатлел убийство. Томас мечется в поисках ответов по городу — а тот увлечен хиппарской культурной революцией, которую Антониони снимает с подкупающим безразличием (заход на концерт The Yardbirds смотрится сеансом связи как с раем, так и с адом). Но его цинизм распространяется не только на эпоху — фильм вдруг перерастает в размышление о природе нашей зависимости от изображений и приходит к горькому выводу о том, что нет такой камеры, которая могла бы действительно запечатлеть жизнь.
24. «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» (The Loneliness of The Long Distance Runner), 1962, реж. Тони Ричардсон
Как и параллельное французское течение, Британская новая волна не очень-то хорошо сохранилась: весь этот легкий джаз, случайные романтические разочарования и нервический монтаж современных кинозрителей вряд ли завораживают. А вот что не стареет, так это приверженность эмоциональной правде, на которой строятся фильмы вроде «Одиночества бегуна на длинную дистанцию». Сейчас на наполняющие картину приметы кухонного реализма почти не обращаешь внимания — другое дело мощнейший, беспощадный выход Тома Кортни в роли бегуна Колина, разрываемого между эгоизмом и жертвенностью, классовой верностью и заработками, невозможностью победы и неизбежностью капитуляции.
23. «Слуга» (The Servant), 1963, реж. Джозеф Лоузи
Мало кто снимал кино, настолько же британское по своему едкому духу, как американский изгнанник Джозеф Лоузи. Его шикарный «Посредник» не меньше заслуживает упоминания в этом списке, но вряд ли кто-то станет спорить, что хладнокровный «Слуга» оказался еще более живучим. Напряженный, тонкий сценарий Гарольда Пинтера делает старомодную историю о новом слуге холостяка-аристократа живой и злободневной: с каждой новой махинацией лакея иерархические роли размываются и мутируют. В других руках мог бы получиться средней увлекательности триллер, но точные характеристики и неявные подтексты Пинтера и умелая постановка Лоузи делают «Слугу» куда более открытой, двусмысленной работой, порождающей мысли о классе, власти и сексуальности.
22. «Убрать Картера» (Get Carter), 1971, реж. Майк Ходжес
Стуженый, невозможно мрачный фильм, «Убрать Картера» — это «Третий человек» для поколения трехдневной рабочей недели, буквально протаскивающий зрителя сквозь едкие задворки ада на земле. Хладнокровный лондонский гангстер Майкл Кейн, приезжающий в Ньюкасл разобраться в причинах гибели брата, снимает с местной жизни слой за слоем зла — но детали сюжета здесь вторичны по отношению к атмосфере отчаяния, упадка и круговой поруки. Для детей свингующего Лондона 1960-е могли быть величайшей декадой в истории человечества — вот только на севере Англии об этом сообщить забыли.
21. «Плетеный человек» (The Wicker Man), 1973, реж. Робин Харди
Солнце, секс и шотландцы-сатанисты — если в музыке конца 1960-х моду на языческий фолк было возродить проще простого (достаточно было плаща, бороды и акустической гитары), то в кино это удалось, пожалуй, лишь Робину Харди. «Плетеный человек» в свое время провалился в прокате — несмотря даже на участие легенд вроде Кристофера Ли и Эдварда Вудворда. Сорок лет спустя слава этого истерически странного и болезненно жуткого фильма только продолжает расти.