25 лучших британских фильмов всех времен
Британское кино может смело считаться одним из самых разнообразных, богатых на сюжеты, темы и героев в мире.
20. «Трилогия Билла Дугласа» (The Bill Douglas Trilogy), 1972, 1973, 1978, реж. Билл Дуглас
Трилогию фильмов покойного шотландца Билла Дугласа — «Мое детство», «Моя родня» и «Мой путь домой» — легко было бы списать по ведомству угрюмого соцреализма, десятилетиями грузом висевшего на британском кино. Если бы они не источали столь редкую поэтичность в том, как изображают неприкаянность молодости, смерть промышленности и простые радости, помогающие униженным и оскорбленным этого мира выживать, несмотря ни на что. Дугласа нередко называют британским ответом Роберу Брессону — и эти три фильма о пареньке по имени Джейми из крошечного шахтерского городка доказывают, почему это сравнение более чем уместно.
19. «Бразилия!» (Brazil!), 1985, реж. Терри Гиллиам
Фильм, превративший Терри Гиллиама в икону киноборьбы искусства с коммерцией (студия Universal, как известно, радикально перемонтировала режиссерскую версию), «Бразилия» может быть беспощадной, запутанной и чрезмерно эксцентричной, но она остается кино, богатым на разнообразные и небанальные прелести — многие из которых легко назвать строго британскими. Это и нервная, аутичная игра Джонатана Прайса в главной роли, и тоталитарная красота лондонской архитектуры, и пронизывающее фильм пролетарское ощущение беспомощности перед лицом бюрократической и классовой машины, единственным спасением от которой оказывается полное забвение.
18. «Лоуренс Аравийский» (Lawrence of Arabia), 1962, реж. Дэвид Лин
Пустынный эпос Дэвида Лина до сих пор выделяется на фоне конкурентов по историческому жанру и хронометражем (228 минут!), и широтой размаха. Но что делает его особенным, одним из лучших фильмов в истории? Конечно, Питер О’Тул, играющий заглавную роль с редкой смачностью. Экзотичность снятой прямо в Сахаре натуры. Мелодичные струнные Мориса Жарра. И, превыше всего, несомненный уровень операторской работы Фредди Янга — один-единственный кадр с экстраординарно медленным появлением Омара Шарифа в дымке полуденного пустынного солнца стоит сотен иных фильмов.
17. «В субботу вечером, в воскресенье утром» (Saturday Night and Sunday Morning), 1960, реж. Карел Рейш
Своей психологической драмой Карел Рейш не только показал, как далеко может заходить бесправная молодежь из рабочего класса, чтобы избежать ответственности взрослого мира, но и задал золотой стандарт для фильмов об обаятельных, но разобранных жизнью на атомы мужчин, для которых единственное утешение обнаруживается на дне пинты. Альберт Финни стал звездой именно после этой роли сильно пьющего, много смолящего и жестокого в любви работяги Артура из Ноттингема, спускающего всю скромную зарплату на плотские радости. Его игра до сих пор заставляет очаровываться персонажем, несмотря на то, что тот, строго говоря, как человек полное дерьмо.
16. «Жизнь Брайана по Монти Пайтону» (Monty Python’s Life of Brian), 1979, реж. Терри Джонс
Одно из самых странных и одновременно лучших качеств великой комедии — в том, как ей свойственно кристаллизовать идеи, привнося в общественное сознание мысли, до того разрозненные и невыразимые. Спустя 35 лет после «Жизни Брайана» ее провокационность уже не столь яростна, но она навеки поселилась в представлениях приличного человека об организованной религии, ее многочисленных неправдах и двойных стандартах. Один из самых злободневных фильмов в России времен воинствующего православия и движения «Семь сороков».