25 лучших британских фильмов всех времен
Британское кино может смело считаться одним из самых разнообразных, богатых на сюжеты, темы и героев в мире.
15. «Барри Линдон» (Barry Lyndon), 1975, реж. Стэнли Кубрик
Возможно, величайшее костюмное кино в истории — и вовсе не только благодаря экстремально техничной работе Кубрика с костюмами, роскошными декорациями и аутентичным освещением. Критики середины 1970-х любили обвинять эту всеобъемлющую экранизацию романа Теккерея о приключениях одного трикстера в том, что его герои похожи на восковых марионеток. Но в этом и суть — Кубрик с несравненным лукавством снял фильм о том, что в руках жизни восковая марионетка — каждый, даже та шельма, что мнит себя хозяином более-менее любых обстоятельств. Причем тотальная, если не сказать тоталитарная, ирония делает «Барри Линдона» картиной о мытарствах вовсе не только ХVIII века.
14. «Невинные» (The Innocents), 1961, реж. Джек Клейтон
Если вы остались разочарованы «Багровым пиком» Гильермо Дель Торо, нет лучшего способа вернуть себе веру в истории с призраками, чем пересмотреть эту экранизацию повести Генри Джеймса «Поворот винта» — по сей день источающую больше глубины и изобретательности, чем остальные образцы жанра. Джек Клейтон не только заставляет зрителя задаваться вопросами, безумна ли главная героиня и реальны ли мнящиеся ей призраки, но и подразумевает, что ответы на оба могут оказаться положительными. Кроме того, в программе — милейшие, но демонические детки, призрачные видения, чучела животных, зловещая музыкальная шкатулка, еще более жуткий чердак. Все то, что сейчас стало клише, — и все то, что в этом фильме бьется жизнью.
13. «Уитнейл и Я» (Withnail and I), 1986, реж. Брюс Робинсон
Идеальный культовый фильм: провал в прокате при выходе на экраны — и орда фанатов, собирающихся в кэмденских барах, чтобы выстреливать друг в друга цитатами, аукционы с реквизитом, задействованным на съемках, третье место в опросе лучших комедий всех времен от журнала Total Film. Все дело в невероятной остроте полуавтобиографического сценария Робинсона, повествующего о злоключениях пары актеров-раздолбаев в неуютном северном Лондоне 1960-х, — этот фильм одновременно высмеивает миф о свингующих 60-х и служит одним из самых прочувствованных посвящений эпохе.
12. «39 ступеней» (The 39 Steps), 1935, реж. Альфред Хичкок
Не только лучший фильм британского этапа карьеры Хичкока — по напряжению, темпу, остроумию, яркости образов, атмосфере и виртуозности сцен превосходящий даже такой шедевр, как «Леди исчезает», — но и самое проникновенное и трогательное кино во всем его репертуаре. Впоследствии мастер снимет еще немало детективов о невинных беглецах поневоле — но ни один из них, даже «К северу через северо-запад» с Кэри Грантом, не будет хвастать протагонистом столь же обаятельным, как Роберт Донат в «39 ступенях».
11. «Обнаженный» (Naked), 1993, реж. Майк Ли
Возможно, лучший фильм Майка Ли, в момент своего выхода «Обнаженный» сигнализировал о переходе автора на территорию скорее городского мифа, чем привычной городской мелодрамы, — сейчас же он кажется и вовсе символом подлинного взросления Ли как автора. Разворачивающийся в загаженном, освещенном тусклым светом фонарей Лондоне, который населен строго хищниками и добычей, «Обнаженный» стал также первым фильмом, где Майк Ли отказался от идеи о сладости жизни: его персонажи либо жестоки, либо патетичны, а глыбой над всеми ними возвышается Джонни Дэвида Тьюлиса, насмешливый созерцатель чужих грехов, которому невыносима мысль о преодолении грехов собственных.