Дэниел Крэйг: «Кто будет следующим Джеймсом Бондом? Мне наплевать»

Дэниел Крэйг: «Кто будет следующим Джеймсом Бондом? Мне наплевать»

Дейв Кэлхоун, Time Out London   2 ноября 2015
9 мин
Дэниел Крэйг: «Кто будет следующим Джеймсом Бондом? Мне наплевать»

Четырежды исполнитель роли Джеймса Бонда накачался кофе, рассказал Time Out о том, как расслабляется после тяжелых съемок выходящего на этой неделе в прокат «007: Спектр», и дал совет своему преемнику на ответственном посту.

Если хотите знать, как Джеймс Бонд — то есть, простите, Дэниел Крэйг — начинает свой день, я вам расскажу. Два двойных эспрессо с медом. Плюс яйцо пашот на тосте. Потом еще один двойной эспрессо. То есть кофеин, кофеин и еще раз кофеин, не считая меда, чтобы смягчить кофеиновый удар. Но Крэйга можно понять: 47-летнему актеру пришлось нелегко на съемках «Спектра», когда он метался между студией Pinewood под Лондоном и поездками в Мехико, Марокко, Рим и австрийские Альпы.

Это четвертый фильм про Бонда с Дэниелом Крэйгом и второй, снятый Сэмом Мендесом. Предыдущая часть «Координаты Скайфолл» в 2012-м собрал в мировом прокате больше миллиарда долларов. Крэйг описывает «Спектр» как «классический стильный фильм о Бонде», и видно, что актер не будет хвалить то, что ему самому не нравится. Хотя иногда он сам осмысливает, что сказал, и как будто оправдывается: «Боже, я звучу как спесивый актер. Спесь — худший недостаток в шоу-бизнесе. На самом деле я просто надеюсь, что фильм получился». Итак, еще один эспрессо, и начинаем.

Вы работали над «Спектром» восемь месяцев. Можете сказать, фильм заканчивается большим красивым взрывом или болтовней, как в прошлый раз?

Болтовней, к сожалению. Незадолго до окончания съемок мы снимали несколько сцен в Марокко, и там нам удалось повеселиться — взрыв получился красивым. Вообще хочется работать над фильмами, после которых можно сказать: «Вот наконец-то веселое, динамичное кино получилось», но теперь такая мода, что все веселье и зрелищность сводятся на нет морализаторством.

Что вы делаете сразу после того, как заканчиваются съемки?

Просто отдыхаю. Бывает, проснешься по привычке в 6 утра в воскресенье, потом вспоминаешь, что тебе никуда не нужно бежать, и ложишься обратно. Еще я больше пью — чтобы расслабиться.

Вы вообще планировали сниматься аж в четырех Бондах? Все-таки вы этим занимаетесь уже почти десять лет.

У меня это записано в контракте, так что выбора не было. Но на студии столько энтузиазма, что в какой-то момент мне предложили сняться сразу в двух фильмах подряд вместо одного последнего. Я их послал подальше — конечно, вежливо. Все-таки съемки даже в одном Бонде — это стрессовая работа.


Дэниел Крэйг, фото Пола Стюарта

Мне кажется, отношения Бонда с женщинами скорее о том, как они его меняют

Вы описали «Координаты Скайфолл» как «Бонд с колоколами». А на что похож «Спектр»? Те же колокола, только другая мелодия?

Совершенно верно, лучше не скажешь. Проблема была в том, что «Скайфолл» побил все кассовые рекорды в истории бондианы, и когда Сэму Мендесу предложили снять и следующий фильм, для него, как и для меня, это было пугающее предложение, потому что нужно было сделать абсолютно другое кино. Мендес решил, что нужно вернуть Манипенни и Кью, потом пригласил Рэйфа Файнса на роль М и начал сочинять историю вокруг них. Хороший ход. На этот раз у Бонда гораздо меньше гаджетов, чем раньше, но все равно получилось увлекательно. Так что колокола на месте, их даже стало больше.

«Скайфолл» получился смешнее, чем «Казино Рояль» и «Квант милосердия». «Спектр» такой же?

Мендес не из тех режиссеров, которые будут шутить ради шутки. Мы с ним тестировали каждую сцену — если она казалась реалистичной и правдоподобной, можно было вставить что-то смешное. Но я не комик вроде Сета Рогена, у которого юмор часто импровизационный. Фильм о Бонде — не комедия. С другой стороны, актеры, которые играют в «Спектре» — Бен Уишоу и Рори Киннер, — например, легко играют комедию, поэтому, если отвечать на ваш вопрос короче: «Да, мы старались шутить».

Это вы уговорили Сэма Мендеса вернуться?

Я его умолял. Конечно, ему предложили кучу денег, но я все равно его уговаривал. Он долго не соглашался, потому что у него в это время параллельно шла работа над тремя театральными проектами. Не знаю, как он все успевал. Доходило до того, что ему звонили со студии, чтобы обсудить сценарий, а он просто не мог физически — столько было всего.

Вы расстроились, когда в какой-то момент казалось, что Мендес все-таки не сможет снять «Спектр»?

Я был раздавлен. Мне казалось, что со «Скайфоллом» мы вышли на какой-то уровень, который всех устроил, хотя мы спорили и бодались на съемках. Мендес это подтвердит — съемки «Скайфолла» были очень напряженными. Но мы сработались. У нас была отличная команда, которую я давно знаю, и мы с Мендесом наконец по-настоящему подружились в процессе работы. Мы можем друг на друга орать, но это дружеский ор.

Говорят, вы участвовали и в написании сценария.

Не то чтобы я садился за стол и что-то писал. Если бы я умел писать, я бы это делал почаще, поверьте мне. Было так: сценарист Джон Логан прислал скелет сценария, который мы потом с двумя другими сценаристами и Сэмом начали заполнять идеями и деталями. Я мог проснуться среди ночи с хорошей идеей, записать ее и показать Сэму, а он иногда прислушивался ко мне, иногда нет. Так что сам я не писал ничего.

В образе Бонда большое значение имеет то, как он выглядит: одежда, стиль, походка, физическая подготовка. Вас не раздражает постоянная необходимость соответствовать чужому, придуманному за полвека до вас образу?

Для меня это самое сложное. Я лучше всего работаю, когда не приходится думать о внешнем. В бондиане же то, как Бонд входит в комнату, — уже полдела. Поэтому приходилось играть с оглядкой на поверхностные, скажем так, проявления моего героя. Бонд должен выглядеть хорошо, но при этом делать вид, что ему наплевать на то, как он выглядит, и на то, как к этому относятся окружающие.


Кадр из фильма «007: Спектр»

Я по-прежнему считаю, что ввязался в авантюру, которая совсем мне не подходит

Один из самых запоминающихся образов Бонда в вашем исполнении — когда вы выходите в «Казино Рояль» из моря в голубых плавках. Как вы сейчас относитесь к этой сцене — спустя почти 10 лет?

А я ее не смотрю! То есть не смотрю, думая: «Каким же красивым я был!». Все получилось на самом деле случайно. Если бы вы меня знали получше, вы бы удивились, насколько я «не крут». Возможно, я хотел бы быть «крутым», но чего нет, того нет. А что такое быть «крутым»? Да об этом можно написать диссертацию. На самом деле все было так: я плыл по мелководью и вдруг подумал, как же глупо, должно быть, это выглядит со стороны. Тогда я встал и пошел. И эта сцена в итоге оказалась в фильме. Вот и все.

Стоит ждать, что вы разденетесь и в «Спектре»?

Конечно! Зря я, что ли, ходил в спортзал полгода?

Оглядываясь назад, не спрашиваете себя: как вообще так получилось, что я играю Джеймса Бонда?

Да, я знаю, в этом есть что-то вульгарное и нелепое. Когда мне предложили, я им сказал, что они совершают большую ошибку. И по-прежнему считаю, что ввязался в авантюру, которая совсем мне не подходит.

Что как актер вы не можете себе позволить в роли Бонда?

Мне кажется, что в бондиане уже нельзя сделать ничего нового. Отправить его в космос? Но даже это уже было. Какая бы у тебя ни появилась идея, тут же вспоминаешь, что она не новая.

Нет, я имею в виду не сюжетно, а именно как актеру.

В общем, я могу делать все. Мало того, я благодарен Бонду, потому что теперь могу получить любую роль, которую захочу. Единственный минус — работа над Бондом занимает больше времени, чем подготовка к любой другой роли.

Преданные фанаты с нетерпением ждут каждый фильм о Бонде. Вы когда-нибудь читаете комментарии в интернете о вашей работе?

Ни в коем случае. Если работа делает тебя знаменитым, интернет становится твоим злейшим врагом. Стоит увязнуть в чтении обсуждений Бонда хоть на полчаса, тут же начинает развиваться паранойя. Даже сильные здоровые люди не справляются с таким количеством критики в свой адрес, а если ты еще изначально немного параноик, тогда совсем беда. Я не читаю ничего о себе в интернете, это убивают любую креативность.

У Бонда всегда к женщинам было такое отношение, которое сейчас считается старомодным и сексистским. Вы считаете его динозавром?

Он считает женщин слишком сложными, скажем так мягко, чтобы не прозвучать сексистом. Здесь, снимая фильм, нужно умудриться пройти по очень тонкой линии. Все зависит от того, как прописаны женские роли, и от кастинга. Если Бонд встречает сложную, интересную женщину, начинается хорошее кино. Конечно, он хочет секса, мало того, он пытается отыметь все, у чего есть пульс. Мир Бонда — фантазия, но она должна быть населена реальными людьми, которых можно встретить и в жизни. Мне кажется, отношения Бонда с женщинами скорее о том, как они его меняют. Это для меня самое интересное.

Вы готовы играть Бонда дальше, если предложат?

В данный момент мне при одной мысли о Бонде хочется разбить это стекло (показывает на стеклянный стол — прим. Time Out) и порезать вены. Сейчас — не хочу. Мне кажется, я проехал Бонда, хватит, пора заняться чем-то другим.

То есть вы решили с ним завязать насовсем?

Я просто сейчас не хочу об этом думать, и, если можно, не думать о Бонде еще год как минимум. У меня нет никаких предложений, просто хочу отдохнуть и от него, и вообще. Если я когда-нибудь и сыграю его снова, то только за большие деньги.

Вам интересно, кто будет следующим Бондом?

Нет, мне наплевать. Главное, что кто бы это ни был, пусть не испортит то, что сделали мы. Или пусть сделает лучше.

Если следующий Бонд придет к вам и попросит совета, что вы ему скажете?

Я бы сказал ему две вещи: во-первых, никого не слушай. То есть слушай, но все решения принимай сам, потому что, в конце концов, это ты на экране, и спросят с тебя. Во-вторых, не будь дерьмовым Бондом. Не будь дерьмом вообще! Сейчас такие фильмы уже не снимают, так что береги то, что тебе доверили, и постарайся не облажаться. Старайся. Это Джеймс Бонд, он того стоит.