Бен Уишоу: «Нужно придумывать себе работу, а не сидеть и ждать, когда ее тебе предложат»

Бен Уишоу: «Нужно придумывать себе работу, а не сидеть и ждать, когда ее тебе предложат»

Дэйв Кэлхоун, Time Out London   9 ноября 2015
6 мин
Бен Уишоу: «Нужно придумывать себе работу, а не сидеть и ждать, когда ее тебе предложат»

Бен Уишоу прославился в 26 лет, сыграв в кино «Парфюмера». В новой части бондианы «007: Спектр» актер вернулся к своей роли Кью, остроумного гика, с которым лучше не ссориться. Time Out и не пытается. Наоборот, встретился с актером и обсудил сразу три его новых фильма.

За девять лет, прошедших с того дня, когда мы узнали о Бене Уишоу благодаря экранизации романа Зюскинда «Парфюмер», актер доказал, что может все: играл Гамлета на лондонской сцене, озвучивал медведя Паддингтона в одноменном фильме, снимался у Тома Тыквера и Джейн Кэмпион. В утро интервью Уишоу прибегает на встречу еще с мокрыми волосами – живет за углом. Вчера он играл на сцене театра «Альмейда» Диониса в «Вакханках» Еврипида.

Но сегодня мы говорим не о его театральных работах. Во-первых, на экраны вышел «007: Спектр», в котором Уишоу играет изобретателя Кью. Во-вторых, он сыграл мужа героини Кэри Маллиган в новой исторической драме о борьбе феминисток в начале прошлого века «Суфражистка». И в-третьих, на фестивале «Новое британское кино» в Москве показывают один из самых обсуждаемых артхаусных фильмов года «Лобстер» Йоргоса Лантимоса с участием Уишоу. Героям этой картины грозит превращение в животных, если они не найдут себе пару в течение 45 дней. А вы думали, что только у вас сложная личная жизнь.

Кадр из фильма «007: Спектр»

Вы уже во втором подряд фильме бондианы играете Кью, отвечаете, можно так сказать, не только за техническую оснащенность Джеймса Бонда, но и за юмор.

Мне нравится Кью, он забавный персонаж. И потом, после театра и сложных киноролей приятно играть человека без подтекста – Кью именно такой, каким вы его видите, все на поверхности. Главное – вовремя ввернуть шутку.

Вы сказали после «Координат Скайфолл», что хотели бы, чтобы Кью наконец выбрался из своего бункера. В «Спектре» он выбрался?

О да, ему удалось погулять на свежем воздухе.

Вы работали с Дэниелом Крэйгом уже дважды. Как он превращается в Бонда?

Он по-настоящему им становится – иначе никак. Он снимается на протяжении восьми месяцев, весь фильм держится на нем одном, и он помимо прочего обязан быть в идеальной спортивной форме. Многие просто не видят, сколько на самом деле нужно уметь, чтобы играть такого героя – со стороны ведь все смотрится легко, как будто получилось само собой. Дэниел же очень серьезно относится к работе.

Кроме того, многие недооценивают его вклад в то, насколько Бонд изменился в последних четырех фильмах. А ведь это личность самого Дэниела, его вкус и взгляды на жизнь. И он не просто приходит на съемки и произносит свои реплики. Если ему что-то не нравится, он предлагает способ улучшить сцену, потому что так станет лучше и фильм. Он очень крутой.

«Лобстер» совсем не похож на фильм о Бонде. Это история о том, что герои обязаны найти себе за 45 дней пару, иначе превратятся в животных – свиней, обезьян и фламинго. Почему вы решили сняться в таком странном фильме?

Я полюбил его после первой же сцены, которую увидел: женщина выходит из машины в поле и стреляет в осла. И я сразу же захотел узнать, что же дальше, что здесь вообще такое творится. «Лобстер» будто приглашает зрителя додумывать то, что он видит, а не оглушает его своими выводами или мыслями. Это смешной и одновременно очень поэтичный фильм, сюрреалистически прекрасный.

Кадр из фильма «Лобстер»

Кроме вас там играет прекрасная компания актеров: Колин Фаррелл, Джон Си Райлли и Рэйчел Вайс. Наверное, веселые были съемки.

О да, со мной такого раньше не было – режиссер Йоргос Лантимос не просил нас репетировать, вообще не говорил, каким видит фильм, и не давал нам указаний. Просто полагался на наши инстинкты и профессионализм. Мне это понравилось – мало кто так работает. К тому же он поселил нас всех на месяц в одной гостинице в Ирландии, где проходили съемки, так что я теперь думаю, что в этом его безумии была какая-то идея. После съемок мы все по вечерам встречались в баре гостиницы, потому что там просто больше некуда было пойти.

«Лобстер» – из тех фильмов, которые открыты для интерпретаций. Вы смотрели кино целиком? Как оно вам?

Он оказался не таким мрачным, каким казался сценарий. И там есть вера в то, что любовь и романтика все же существуют. Я был тронут. И потом, он еще и смешной – или это чувство юмора Лантимоса мне близко.

Вы бы вообще хотели больше сниматься в комедиях?

Меня редко приглашают играть в комедиях – наверное, не видят во мне ничего веселого. Но я бы с удовольствием. Правда, меня больше влечет черный юмор, чем легкий.

В «Суфражистке» вы играете мужа главной героини, человека уж точно без чувства юмора. Наоборот – угрюмого и консервативного.

Да, мой герой там может быть жестоким, но его жестокость происходит от его слабости. Моя задача была в том, чтобы понять и для себя оправдать поступки мужчины того времени и социального уровня. Но тогда мужчины вообще не понимали, о чем говорят феминистки. Только один герой за весь фильм видит, что женщины, отстаивающие свои права, – не безумные истерички, а нормальные и даже смелые девушки, и то, что они хотят равенства, – вообще-то нормально.

Кадр из фильма «Суфражистка»

О вас заговорили после того, как всего в 23 года вы сыграли Гамлета в театре «Олд Вик». Недавно была настоящая фанатская буря вокруг исполнения Гамлета Бенедиктом Камбербэтчем.

Я не знаю, как он через все это прошел. Он, наверное, очень сильный человек – это колоссальный прессинг. Я, честно, даже не помню ничего из того времени, когда играл Гамлета – все было настолько страшно, что я просто зажмурился и бросился в этот омут без мыслей.

Но, кажется, что вы и теперь совсем не отдыхаете. Вот теперь Еврипид.

Я люблю отдыхать, но в моей профессии и в моем возрасте понимаешь, что должен активнее действовать, если хочешь быть вовлеченным в по-настоящему интересные качественные проекты. Большинство моих друзей – драматурги, сценаристы и режиссеры, мне очень нравится общаться с ними и после работы и придумывать проекты, а не сидеть и ждать, когда тебе что-то предложат.

И в каких фильмах вы бы хотели играть?

Мне как актеру интересны небольшие проекты, в которых можно себе позволить изучать интересных персонажей и где кинематографистам хочется рассказывать неизбитые истории. В дорогих фильмах, снятых для мультиплексов, история и герои теряются, потому что действие происходит слишком быстро, и вообще экшен первичен. Меня же интересуют скромные в смысле бюджета истории, в которых можно рассмотреть детали.

Какие фильмы вам понравились в последнее время?

Фильм Тодда Хейнса «Кэрол» с Кейт Бланшетт – абсолютно магический. Он тебя захватывает так, что ты даже не успеваешь понять, что не можешь больше думать ни о чем другом. Сидишь и гадаешь, в какие миры уведет тебя режиссер. Нет ничего прекраснее, чем произведение искусства, которое еще может тебя удивить.