Режиссерская лаборатория. Ученики Туминаса
Дипломные спектакли режиссерского факультета Театрального института имени Бориса Щукина (руководитель режиссерской группы Римас Туминас)
В Театральном институте имени Б. В. Щукина набор очного актерско-режиссерского курса, по традиции, осуществляется раз в пять лет, поэтому каждый выпускной курс режиссеров-щукинцев привлекает внимание театральной Москвы. Но к этому курсу (выпуск в июне 2015 года) внимание особое: он представляет первую режиссерскую мастерскую, набранную Римасом Туминасом в Москве.
Обучение в этой мастерской имело свои особенности. Студенты-режиссеры с первого же курса получили возможность занимать в своих учебных работах не только студентов актерского факультета Института имени Щукина, но и артистов Театра имени Вахтангова. Каждый из студентов мастерской обязательно работал ассистентом режиссера на постановке одного из спектаклей Театра имени Вахтангова, находящихся сегодня в репертуаре.
Наконец, помимо основной программы обучения, Туминас придумывал «тематические семестры». Цель таких семестров состояла в том, чтобы заняться пристальным изучением одного автора, по предложению Мастера, и в качестве результата работы представить самостоятельный режиссерский эскиз по одному из его произведений.
Эскизы, одобренные руководителем курса, были превращены в спектакли. Четыре из них будут показаны на Новой сцене Театра имени Вахтангова.
10 января
Ж.-П. Сартр, За закрытыми дверями
Режиссер Хуго Эрикссен
Когда Бог умер, человеку не на кого возлагать ответственность за свои поступки, кроме себя самого. Сартр, отбросив сантименты, вооружившись интеллектом, остро, безжалостно и насмешливо препарирует природу человека, ощутившего на себе гнет ответственности.
Но через видимое равнодушие автора все настойчивее звучит и тревожит вопрос: почему люди так естественно приходят в своих взаимоотношениях к модели «палач-жертва»? Каждый персонаж этой пьесы незаметно для себя примерил маску палача и тем самым стал воплощением Ада для ближнего. Знаменитый афоризм Сартра «Ад – это другие» подводит нас к главной проблеме пьесы: чтó за внутренний «вывих» человеческой природы заставляет нас бесконечно причинять боль другому? и что, «если все-таки попробовать друг другу помочь»? В поисках ответа Сартр создает причудливую смесь философской притчи и черной комедии.
14 января
А. П. Чехов, Актерская гибель
Режиссер Владимир Бельдиян
Рассказ «Актерская гибель» начинается так:
«Благородный отец и простак Щипцов, высокий, плотный старик, славившийся не столько сценическими дарованиями, сколько своей необычайной физической силой, «вдрызг» поругался во время спектакля с антрепренёром и в самый разгар руготни вдруг почувствовал, что у него в груди что-то оборвалось».
В рассказе, написанном в 1876 году (за 13 лет до выхода в свет его первой пьесы «Иванов»), Чехов с ошеломляющей простотой показал, как герой утратил смысл существования, неожиданно впал в болезнь и отказался от жизни. «Благородный отец» и «простак» – привычные для актера названия сценических амплуа. Но вот наступил момент, когда привычные слова превратились в приговор и сказали Щипцову, кем он мог быть в действительности и кем он стал. Герои, окружающие «простака» – комик, трагик, герой-любовник и антрепренер – воспринимают его болезнь как повод поразмыслить о своей судьбе. А у несчастного «простака» осталась для них одна только фраза: «Домой, в Вязьму»… Чехов возвышает эту фразу до философского звучания: каждого непредсказуемо может поразить острое желание вновь обрести свой жизненный дом.
16 января
В Париже (по рассказам И. Бунина)
Режиссер Гульназ Балпеисова
Прозе И. А. Бунина непросто найти сценический эквивалент. Надо не потерять знаменитую бунинскую интонацию, бунинский взгляд на своих героев: умный и теплый, прозорливый и не безжалостный, эмоциональный и в то же время сдержанный… Но главное – надо передать его понимание любви.
Любовь мужчины и женщины у Бунина похожа на непреодолимое влечение, имеющее силу судьбы и подчиняющее себе все человеческое существо. Влюбленные у него очень скоро расстаются, как будто их разлучает безжалостный рок. После прощания любовь оставляет незаживающую рану в душе, бередит воспоминаниями о коротком миге счастья и в итоге превращается в тоску по идеалу. Эту тоску герои тщетно пытаются преодолеть шуткой, сарказмом или даже ненавистью. Бунинская тоска говорит о том, что через любовь люди причащаются к чему-то высшему и неземному. Сближение с идеалом наполняет влюбленного безграничным восторгом, но и становится началом трагедии. Человек заведомо не готов к встрече с неземным, человеческие прикосновения к нему слишком грубы, поэтому он неизбежно губит его в своих объятьях.
19 января
Э. Ионеско, Король умирает
Режиссер Анатолий Шульев
Умирает король, умирает человек, вместе с ним рушится и окружающая его действительность. Народ и придворные погибают от эпидемий и войн, крыша замка прогнила и протекает, стены продуваются ветрами, погода портится, воспоминания путаются, чувства отмирают, ощущения теряют былую силу. Король изо всех сил цепляется за жизнь, и только самые близкие люди остаются с ним в последние часы. Кто-то хочет задержать его уход, а кому-то невыносимо видеть предсмертные муки короля, теряющего пред лицом смерти все остатки величия и превращающего последние часы своей жизни в трагифарс.
Спектакль представляет собой попытку остановить момент перехода между жизнью и смертью и рассмотреть его во всех подробностях. Момент превращается в длящееся состояние с оттенками и полутонами, всплесками и замираниями. Спектакль и о том, как меняется во времени наше отношение к смерти. При рождении мы не догадываемся о смерти, потом о ней узнаем, потом гоним мысли о ней, пытаемся ее преодолеть, но вскоре смиряемся и, в конце концов, встречаем ее наедине – в тишине и затаив дыхание.