Как перестать работать по будням и ничего не потерять
Основатель собственного рекламного агентства Константин Куприянов рассказал Time Out о том, как уволился с должности креативного директора, создал компанию, которая работает только по выходным, и не пожалел об этом.
Я с самого детства где-то в глубине души понимал, что постоянная работа на кого-то – это не для меня. Когда я учился в лицее в родном городе Днепропетровске, у меня часто бывало по три выходных подряд – пятница, суббота и воскресенье. Мне очень нравилось по пятницам гулять по городу, читать книги в парках, да и просто по улицам бродить. Встречные взрослые постоянно удивлялись, иногда и в очень резкой форме, относительно того, что я не в школе: «Будний день, а он книгу читает! Учиться иди!» Мне тогда казалось ограниченным думать, что будние дни – это вот такие дни, когда нельзя гулять и читать, а по выходным обязательно отдыхать и нельзя работать.
О том, что офисная работа не для меня, я понял уже в то время, когда на третьем курсе юридического университета мне пришлось проходить практику – это означало по 8 часов в день сидеть на стуле в нотариальной конторе и ждать, пока тебе принесут бумажки на обработку. Помню, я сбежал тогда сначала с практики, а потом и из университета.
Правда, поработать в офисе какое-то время мне пришлось. Наверное, это была моя расплата за то, что я не доучился тогда в универе. В 2010 году я пошел работать копирайтером в небольшое рекламное агентство и уже через 5 лет занял позицию креативного директора топового российского агентства. Это были самые напряженные и насыщенные стрессом пять лет в моей жизни.
Наверное, продуктивность для меня зависит не от количества потраченного времени, а от возможности делать то, что нравится. Я работал в креативном отделе, то есть это непосредственно связано с производством идей, постоянной интеллектуальной нагрузкой. И здесь очень важно чувствовать себя в своей тарелке, нужно постоянно видеть что-то хорошее в том, что ты делаешь. Первое время у всех людей энтузиазм прививается на уровне руководства, ради корпоративных ценностей или награды. Но в какой-то момент ты начинаешь задумываться о том, куда тебя ведет то, что ты делаешь. В частности, буду ли я счастлив, и будет ли осуществлена моя мечта, если я буду этим заниматься. Вообще очень важно, мне кажется, для любого человека из любой сферы деятельности мечтать и постоянно рефлексировать на тему того, приведет ли то, что делаешь, к осуществлению твоей мечты.
Когда я стал об этом всерьез задумываться, все и случилось. Это было года полтора назад, я тогда для себя понял, что четыре недели отпуска в год для меня недостаточно. Я взял длинный отпуск на несколько месяцев, частично работал на старом месте, частично – на себя, но уже мог не бежать сломя голову каждый день в офис и какое-то время посвящать себе. Я тогда как раз переехал в центр Москвы на Сретенку, ходил днем гулять и понял, что я пять с лишним лет прожил в Москве, но никогда не видел город таким – без толп людей, без очередей в музеи и полных залов в кинотеатре. В эти дни ко мне вернулось желание работать и что-то делать, и пришла идея, что я не обязан делать это, как все.
Вообще очень важно, мне кажется, для любого человека из любой сферы деятельности мечтать и постоянно рефлексировать на тему того, приведет ли то, что делаешь, к осуществлению твоей мечты.
Когда находишься вот в таком состоянии нестабильности и непредсказуемости, мозг начинает генерировать по-настоящему интересные и небанальные идеи. Невозможно придумать ничего нового, пока у тебя в жизни все по-старому. Так, в какой-то момент ко мне пришла мысль о том, чтобы создать свое агентство, которое будет работать только по выходным. Отбросив в сторону фановую часть этой идеи, я задумался о ее бизнес-составляющей. А ведь выходные – это самые загруженные дни недели у обычных агентств, которые работают в режиме 5/2. Для заказчиков выходные – это самое напряженное время, когда за неделю не успели ничего сделать, ресурсов нет, все уходят отдыхать, а клиенты пишут, что нужно срочно что-то доделать или переделать. И вот здесь появляемся мы – работающие как раз на выходных. 90% наших клиентов – агентства, которые не успевают сделать свою работу, а отдать ее больше некуда, потому что все хотят отдохнуть. Не работать по будням – это серьезная бизнес-модель.
«Всем, кроме меня» — подумал я и решил помогать другим людям отдыхать по выходным, работая два дня в неделю. 1 сентября я уволился с последнего места работы и открыл виртуальное агентство 48:00. Первое время я работал анонимно — во-первых, я не был на 100% уверен в успехе предприятия, во-вторых, мне хотелось, чтобы люди и клиенты оценили мою идею без поправки на свое отношение лично ко мне.
В первые недели после запуска агентство получило кучу заказов — у меня создалось впечатление, что я единственный на этом рынке, кто хочет работать на выходных. Было забавно смотреть, как даже заклятые хейтеры с энтузиазмом делятся информацией о странице и восторгаются идеей, защищая ее от нападок своих же друзей. Короче, идея сработала.
Я после увольнения месяц или полтора оставался в Москве, общался с друзьями. Вообще очень много времени, пока ты работаешь, уходит в никуда, я банально не успевал с людьми поговорить. Потом я подумал, что если я работал почти два месяца, не выходя из дома, не приезжая ни на какие встречи (на выходных не бывает встреч), то почему мне обязательно нужно находиться на одном и том же месте? И я поехал путешествовать. Постоянная смена обстановки и более расслабленный режим помогают мне быть ультрапродуктивным в те моменты, когда это требуется. Ты просто не можешь путешествовать и выгорать одновременно — либо одно, либо другое.
Я не дауншифтер: у меня нет желания откуда-то убежать, или забить на все на свете и, лежа на пляже, целыми днями курить дурь. У меня есть четкие приоритеты, есть результаты, на которые нацелена работа агентства, то есть я постоянно занят. Постоянно, но именно тогда, когда это нужно мне. Это то, чего не бывает в офисе: там ты сидишь, основное время проводя в ожидании работы. Ну либо ты руководитель – и твоя задача смотреть, чтобы все не разбежались раньше положенного времени. И так твоя жизнь и проходит, ты видишь, что за окном лето, но ежедневно восемь часов этого лета ты должен отдать своей компании. 550 часов лета ты каждый год отдаешь своей работе. И осени, и весны. А зимой — это 550 светлых часов. Приходишь затемно, уходишь в темноту. Это чудовищно, если так задуматься.
Я работаю с бывшими коллегами. Например, мой партнер по бизнесу Ксения — человек, с которым мы без малого четыре года работали вместе. То, что мы делаем сейчас — это наша общая заслуга.
Концепция работы на выходных позволяет мне сотрудничать с профессионалами из лучших рекламных агентств на рынке. К таким людям невозможно прийти в будни и сказать: «Работай на меня». Но в выходные никакой босс не сможет сказать человеку, чем ему заниматься. Это позволяет мне делать лучший продукт. При этом анонимность и загадочность заказчиков не отпугивает, им достаточно того, что они получают то, чего хотят, и даже больше.
Приходишь затемно, уходишь в темноту. Это чудовищно, если так задуматься.
Пять дней в неделю я решил посвящать саморазвитию, работе над собой и всему тому, на что мне не хватало времени в этом бешеном угаре пятидневной работы в Москве. У меня появилось много времени на то, чтобы читать книги – мне кажется, это то, чего людям не хватает для расширения кругозора и для умения абстрагироваться, смотреть со стороны на ситуацию, на свою жизнь, на перспективы. Это самое страшное, наверное, что я видел, и с чем боялся столкнуться, работая в агентстве – закоснеть в своем взгляде на мир, замариноваться в своем кругозоре, успокаивать себя мыслью, что за тебя уже все продумано, за тебя все решили. Я хорошо помню свое детство и подростковый возраст, это были 90-е годы, время, когда выживал наиболее приспособленный. Сейчас правила те же, но сегодня нужно быть интеллектуально приспособленным, а не надеяться на милость своего босса и защиту государства. По будням я тоже работаю, многие хотят что-то попросить у меня сделать срочно в среду, на этот случай мы берем двойную оплату за услуги – решение, которое мы придумали с Ксенией в ответ на постоянные просьбы «доделать еще чуть-чуть».
Живя в Москве и имея хорошую зарплату, можно каждый день работать до ночи, потом в пятницу уходить в запой, по субботам и воскресеньям бегать по магазинам, покупать модную одежду и как-то заглушать в себе совесть и вопрос: «Что ты вообще делаешь?» Можно много зарабатывать, много тратить и создавать себе впечатление некой «хорошей жизни». У меня до какого-то момента так и было. Когда я уходил работать самостоятельно, я понимал, что жизнь мне придется поменять. Но когда я перестал испытывать такой ежедневный стресс, у меня пропало и желание так много потреблять и тратить большое количество денег – ты начинаешь видеть гораздо более простые радости.
Но сейчас я могу с уверенностью сказать, что мои доходы не упали. Казалось бы, работы должно было бы стать меньше, но почему-то за эти три месяца мне пришло больше брифов, чем за последний год в агентстве. Это стало стимулом для меня, и я расширил команду.
Мне моя девушка сказала недавно, что за последние полгода у меня во взгляде появилась какая-то задумчивость. Потому что каждую минуту, каждый день мне нужно задумываться о том, что будет дальше, как ничего не испортить и сделать так, чтобы все радовались результатам. Но определенно стоит разделять задумчивость и стресс. Одно дело, когда человек пытается осмыслить то, что он делает, а другое – когда он просто бешеный покемон, носится из стороны в сторону. Так принято сейчас – если ты носишься как угорелый с «горящими глазами», то ты «образцовый работник» и «на хорошем счету». Как только пытаешься задуматься или подойти по-новому к решению какой-то проблемы – ты изгой, и зря тебе платят деньги.
Многие знакомые, когда узнали, чем я занимаюсь, захотели со мной попробовать поработать. А еще несколько человек написали, что испытывают то же, что испытывал я, сидя в офисе. Просили совета, спрашивали, как я это сделал. Но мой опыт не каждому человеку подойдет, да и не каждому это нужно. Я как-то с коллегой обсуждал, как открыть свое дело, и он мне говорил, что для него очень важна стабильность, иначе он не может работать, у него паника начинается. Другая моя знакомая ушла из офиса, а через пару недель начала паниковать, потому что подумала, что у нее деньги закончатся, и она умрет (шутка). Поэтому, мне кажется, это зависит от человека – я знаю очень много успешных людей, которые работают в офисе, и они счастливы. Я сделал свой выбор и никого на свою сторону не перетягиваю. Но людям, которые об этом уже задумываются, мне бы хотелось помочь. Вокруг меня в Москве было очень много людей, которые считали, что об их жизни подумает и позаботится их компания, или государство, или кто-то еще. А меня как раз такие раздумья навели на мысль, что пора брать все в свои руки.