25 лучших сайенс-фикшенов в истории кино
На этой неделе выходят в прокат сразу два знаковых фантастических фильма: «Хан Соло» и «Черновик». Первое — очередная часть великих «Звездных войн». Второе — экранизация романа Сергея Лукьяненко, с которой связано много надежд на прорыв в отечественной киинофантастике. В честь этих событий Time Out вспомнил сайенс-фикшен-фильмы, которые стали настоящими произведениями искусства и смотрятся хорошо спустя десятилетия.
25. «Парк Юрского периода» (Jurassic Park, 1993)
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Сэм Нил, Лора Дерн, Джефф Голдблюм
Лучшая цитата: «Надо быстрее!»
Главная идея: Как бы наука ни налажала, играя с природой, жизнь всегда найдет выход.
Головокружительный триллер Стивена Спилберга, экранизация бестселлера Майкла Крайтона, оживляет доисторических чудовищ не без изящества и правдоподобия: ученые в фильме находят способ извлечь ДНК динозавров из окаменелостей в янтаре, и вот уже миллионер Джон Хаммонд (Ричард Аттенборо) создает свой островной зверинец, где все любопытные могут взглянуть на гигантов мелового периода (не бесплатно, конечно). Но система безопасности выходит из строя, и голодный тираннозавр вырывается на свободу.
Спилберг знает, как заставить публику грызть ногти от волнения: взять хотя бы сцену с велоцирапторами на кухне или эпизод атаки тираннозавра — высшее достижение тогдашних CGI-технологий. С этого фильма и началась эра спецэффектов, всеобщего помешательства на динозаврах и успешной франшизы — ее четвертая часть «Мир Юрского периода» била летом 2015-го кассовые рекорды.
24. «Вторжение похитителей тел» (Invasion of the Body Snatchers, 1956)
Режиссер: Дон Сигел
В ролях: Кевин Маккарти, Дана Уинтер, Кинг Донован
Лучшая цитата: «Они уже здесь! Ты следующий! Следующий!»
Главная идея: Сатира на маккартизм в самый разгар «красной угрозы».
Фундаментом этого крепкого триллера категории «Б», несомненно, были вопли американского истеблишмента 50-х о коммунистической угрозе. Космические стручки захватывают маленький калифорнийский городок, пока его жители спят — чем не метафора пропаганды? Первая из многочисленных экранизаций рассказа Джека Финнея демонстрирует, как живые люди превращаются в бесчувственные автоматы после заражения инопланетной протоплазмой. Стремительной эпидемии апатии и конформизма противостоит местный доктор.
Удивительно, что этот фильм до сих пор вызывает противоречивые чувства. Студийные стандарты производства смягчили ощущение паранойи, которое просто бьет через край в последующих версиях «Похитителей», но двусмысленность никуда не делась. Фильм можно с одинаковым успехом трактовать как хоррор про «красных», затаившихся под твоей кроватью, — или ровно наоборот, как предупреждение о том, что бездумное поглощение официальной идеологии превращает вас в говорящие стручки.
23. «Взлетная полоса» (La Jetée, 1962)
Режиссер: Крис Маркер
В ролях: Этьен Бекер, Жан Негрони, Хелен Шателейн
Лучшая цитата: «Это история человека, отмеченного образом из детства».
Главная идея: Изучить феномены памяти, тоски и ностальгии с помощью изображений.
Режиссеры на мели, не отчаивайтесь: можно снять научно-фантастическую классику и без бюджета как у Джеймса Кэмерона. Да и вообще без бюджета. И не надо вытягивать хронометраж до полного метра. Да и кинокамера, в общем, не нужна (хотя в этом слайд-шоу все-таки есть одна настоящая киносцена).
Вдохновленный завораживающе-гипнотическим «Головокружением» Хичкока, французский режиссер, близкий к «новой волне», собрал этот 28-минутный фотороман почти исключительно из черно-белых фотоснимков и закадрового голоса. Здесь Париж превращен в радиоактивный пепел, но живущие в подземельях ученые посылают в мирное прошлое сновидца — благодаря его воспоминаниям об одной очаровательной женщине, стоявшей на взлетной полосе аэропорта Орли. В своем мысленном путешествии он находит ее, у них начинается роман, и обратно в атомный Париж ему уже совсем не хочется.
Маркер, скончавшийся в 2012 году в возрасте 91 года, успел даже застать ремейк своего фильма — «12 обезьян» Терри Гиллиама. Тоже отличное кино, но все же не сравнимое по элегантности с оригиналом.
22. «Робокоп» (RoboCop, 1987)
Режиссер: Пол Верховен
В ролях: Питер Уэллер, Нэнси Аллен, Кертвуд Смит
Лучшая цитата: «Живой или мертвый, ты идешь со мной!»
Главная идея: В конце концов, технология заменит все человеческие органы. Включая правоохранительные.
Мы все знаем, каким окажется будущее: порочным, бедным и криминальным. Богатые спрячутся в сияющих небоскребах, а плебс останется на злых улицах — жарить крыс в железных бочках. Можно только мечтать о том, что кто-то изобретет машину правосудия, настолько же эффективную, как Робокоп, который одной металлической рукой очищает Детройт от всякой грязи и нечисти в кошмарно-сатирической антиутопии Верховена. Фильм снят в 1987-м, но рассуждения о жадном до власти правительстве и повсеместной коррупции до сих пор звучат актуально. Сочетание черной иронии и насилия дает почти идеальную картину самого мрачного из возможных сценариев будущего. «Твой ход, ублюдок».
21. «12 обезьян» (12 Monkeys, 1995)
Режиссер: Терри Гиллиам
В ролях: Брюс Уиллис, Брэд Питт, Мэделин Стоу
Лучшая цитата: «Правильно — неправильно? Да что это такое? Существует только общественное мнение!»
Главная идея: Никогда еще концепция времени как чего-то стабильного и необратимого не подрывалась так решительно.
Читатели могут сказать, что второй сайенс-фикшн-фильм Терри Гиллиама не так крут, как первый (великая «Бразилия»). Но «Обезьяны» достаточно безумны для 21-го места в нашем топе. Брюс Уиллис играет преступника, которого отправляют назад из будущего, опустошенного эпидемией, установить источник заразы. По ходу дела он влюбляется в Мэделин Стоу (поддерживаем) и попадает в психушку, где встречает Брэда Питта в одной из лучших его ролей — сумасшедшего дерганого эко-террориста.
Сюжет, вдохновленный «Взлетной полосой» Криса Маркера, искорежен временными петлями и сюрреалистическими поворотами, изящно маскирующими тот факт, что в фильме, в общем, мало что происходит. Но разве сюжет вообще важен для фильма, который так выносит мозг? Отдельный бонус — Уиллис в блондинистом парике и гавайской рубашке.