фильмы научная фантастика

25 лучших сайенс-фикшенов в истории кино

Кэт Кларк, Дэйв Кэлхоун и Том Хаддлстон   15 декабря 2015
1 мин

На этой неделе выходят в прокат сразу два знаковых фантастических фильма: «Хан Соло» и «Черновик». Первое — очередная часть великих «Звездных войн». Второе — экранизация романа Сергея Лукьяненко, с которой связано много надежд на прорыв в отечественной киинофантастике. В честь этих событий Time Out вспомнил сайенс-фикшен-фильмы, которые стали настоящими произведениями искусства и смотрятся хорошо спустя десятилетия.

\"\"

15. «Терминатор 2: Судный день» (Terminator 2: Judgment Day, 1991)

3/5

Режиссер: Джеймс Кэмерон
В ролях: Арнольд Шварценеггер, Линда Хэмилтон, Эдвард Ферлонг
Лучшая цитата: «Будущее не предопределено. Нет никакой судьбы, кроме той, которую создаем мы сами».
Главная идея: Будущее влияет на прошлое точно так же, как прошлое — на будущее.

В 1984-м роль злого киборга Т-800 в «Терминаторе» стала прорывом в карьере человека-горы по имени Арнольд Шварценеггер. Он обещал вернуться. Это заняло семь долгих лет. За это время его перепрограммировали из Терминатора в защитника женщин и детей и послали назад в прошлое спасать Джона Коннора (Ферлонг) — а с ним и всю планету. «Терминатор 2» — мрачное, смешное и захватывающее кино, над временными парадоксами которого еще долго будут ломать голову зануды-логики (вот откуда, к примеру, взялся сам Терминатор, если Т-800 убедил изобретателя киборгов, Дайсона, уничтожить прототип чипа нейропроцессора? Но такие штуки — не новость в сай-фае). 

На момент производства «Судный день» был самым дорогим фильмом в истории кино, и даже сегодня отлично видно, на что Джеймс Кэмерон потратил 10 млн долларов — на антагониста Арни, жидкометаллического T-1000, который может превращаться во что угодно. Эти спецэффекты (или уже произведение искусства?) впечатляют даже четверть века спустя.

 

14. «Луна 2112» (Moon, 2009)

Режиссер: Данкан Джонс
В ролях: Сэм Рокуэлл, Кевин Спейси, Кая Скоделарио
Лучшая цитата: «Мы не программы, Герти, мы люди».
Главная идея: Обойдемся без спойлеров. Но, в общем, речь тут идет о моральных издержках клонирования.

Режиссерский дебют Данкана Джонса — тихий и простой камерный фильм о том, как астронавт (Сэм Рокуэлл) ждет отправки домой с лунной базы по добыче ископаемых. В широком смысле это кино о дегуманизирующем эффекте технологий, о монотонности повседневной жизни и убийственной депрессии одиночества. Но «Луна» так насыщена намеками и подмигиваниями в сторону классической фантастики 70-х, что поиск цитат тут превращается в отдельное развлечение. 

Джонс при этом старается не усложнять. Он сводит локации фильма к нескольким комнатам базы и паре лунных сцен, ограничивается двумя персонажами (оба сыграны Сэмом Рокуэллом) и закадровым голосом Кевина Спейси (он играет робота). Это очень красивое кино, которое раскручивается медленно, но несет в своем финале острое жало горечи. Нам очень хотелось бы, чтобы и в прочих фантастических фильмах предпочтение также отдавалось идеям, а не взрывам.

 

13. «Матрица» (The Matrix, 1999)

Режиссер: Ларри и Энди Вачовски
В ролях: Киану Ривз, Лоренс Фишберн, Керри-Энн Мосс
Лучшая цитата: «Ложки нет».
Главная идея: Экзистенциальная. Мы все лишь конструкторы гигантской машины, а жизнь есть сон.

Бескомпромиссное выражение экзистенциальной паранойи в научной фантастике и классика кибер-экшена, которая не просто задается вопросом о смысле жизни, но и ставит под вопрос всю модель вселенной. Плюс Вачовски ухитрились впрячь в одну телегу кунг-фу, невероятные цифровые спецэффекты, страх технологии и забойное индастриал-техно. Прискорбные сиквелы почти уничтожили очарование первой «Матрицы» своей доморощенной философией и немного потасканным рейверским шиком — и все же это идеальное кино 90-х. Немного устаревшее, но все еще достойное того, чтобы его пересматривали. А в 90-х «Матрица» вообще выглядела как кино будущего. 

 

12. «Нечто» (The Thing, 1982)

Режиссер: Джон Карпентер
В ролях: Курт Рассел, Уилфорд Бримли, Ти Кей Картер
Лучшая цитата: «Доверие — редкая штука в наши дни».
Главная идея: Вроде бы не очень оригинальная — Чужой, который выглядит точь-в-точь как мы. Но главное тут в том, как именно он превращается в нас.

В открывающей «Нечто» сцене — убойной, леденящей кровь — вертолет летит над сугробами Антарктики. Он охотится на лайку, весело убегающую в глубь снегов, словно это такая забавная игра. Собака окажется пришельцем-паразитом, который может имитировать любые организмы. Вскоре он примется за американских полярников.

Джон Карпентер успешно нагнетает щемящее чувство паранойи на протяжении всего фильма, а Курт Рассел и все прочие актеры чертовски убедительны в ролях скучающих «синих воротничков», в жизнь которых вдруг вторгается инопланетное безумие. Сам режиссер считает «Нечто» вершиной своей карьеры, хотя его сборы и оставляли желать лучшего (тот факт, что картина вышла через две недели после премьеры «Инопланетянина» Спилберга, многое объясняет). Тогда фильм возненавидели даже фанаты сай-фая, как рассказывал сам Карпентер. Ну что же, теперь мы его полюбили — похоже, навсегда.

 

11. «Инопланетянин» (ET the Extra-Terrestrial, 1982) 

Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Генри Томас, Дрю Бэрримор, Питер Койот
Лучшая цитата: «Надеюсь, мы не проснемся на Марсе или где-то еще, окруженные миллионами разумных черепашек».
Главная идея: Пришельца можно полюбить. Даже если он похож на помесь гнома с черепахой.

Легенда гласит, что во время съемок «Близких контактов третьего рода» Франсуа Трюффо предложил Спилбергу сделать следующее кино очень личным и откровенным — в общем, снять «маленькую картину про детей». Когда французский режиссер узнал, что в этом семейном кино оказался задействован потерявшийся инопланетянин, он хохотал до упаду. Надеемся, ему было так же весело, когда «Инопланетянин» стал самым успешным фильмом всех времен. Сейчас, после этого успеха и тонн проданных игрушек, невозможно поверить, что вообще-то «Инопланетянин» был почти независимым личным фильмом о том, что происходит в голове у детей и что значит быть семьей.