25 лучших анимационных фильмов
Time Out отобрал лучшие мультфильмы в истории кино, которые можно пересматривать и без детей.
10. «Желтая подводная лодка» (Yellow Submarine, 1968)
Режиссер: Джордж Даннинг
Мультяшный заплыв «Битлз» по морю психоделии.
Лучшая фраза: «Нет ничего ливерпуленепробиваемого!»
Ключевой момент: Замечательно грустный эпизод «Элеанор Ригби», использующий черно-белые фотографии Ливерпуля.
Сценарий — идиотский, а «Битлз» тут милы, как плюшевые мишки. Но в 1968-м от этого визуального взрыва сносило крышу: в фильме были использованы все существовавшие на тот момент анимационные технологии. Да и сейчас просмотр «Желтой субмарины» создает галлюцинаторный эффект. Заслуженное десятое место.
9. «Акира» (Akira, 1988)
Режиссер: Кацухиро Отомо
Юный байкер освобождает свою психику и обретает апокалиптическую силу. А на дворе 2019-й.
Лучшая фраза: «Будущее — не прямое шоссе. На нем много перекрестков».
Ключевой момент: Банды байкеров несутся сквозь ночь, круша все на своем пути. Безумный Макс плачет от зависти.
Этот перегруженный сайенс-фикшен-триллер — ключевой фильм в истории аниме. Именно после его выхода нишевый поджанр «киберпанк» превратился в глобальный феномен: это слово даже вошло в повседневный лексикон школьников на Западе. Кроме того, «Акира» вообще изменил ход развития фантастики. Фильм популяризировал эстетику городского упадка, декадентского футуризма с надеждой на новое Возрождение и, главное, типично азиатскую идею о психических силах, которая повлияла на все — от «Матрицы» до «Начала».
8. «Фантазия» (Fantasia, 1940)
Режиссеры: тут вкалывали целых 11 человек, и некоторых даже не упомянули в титрах.
Восемь фантастических и экстравагантных виньеток на музыку Баха, Чайковского, Мусоргского, Стравинского и других.
Лучшая фраза: «Мистер Стоковский! Мистер Стоковский!»
Ключевой момент: Ученик чародея Микки Маус оказывается не с той стороны метлы.
Настолько же наивный, насколько и возвышенный, этот мультфильм не только восстановил популярность Микки Мауса (фрагмент «Ученик чародея»), слегка угасшую к началу 40-х, но и познакомил несколько поколений детей с радостями классической музыки. Что могло быть лучшей рекламой Мусоргскому, чем явление дьявола под звуки «Ночи на Лысой горе»?
7. «Алиса» (Neco z Alenky, 1988)
Режиссер: Ян Шванкмайер
Сюрреалистическая экранизация Кэрролла, слишком жуткая и волшебная для детей.
Лучшая фраза: «“Сейчас ты посмотришь фильм… сделанный... для детей. Возможно...”, — подумала про себя Алиса».
Ключевой момент: Безумное чаепитие.
Первая полнометражная работа Шванкмайера — визуально изобретательный, не похожий ни на что, но верный духу первоисточника пересказ «Алисы в Стране чудес». Узнаваемый и остроумный режиссерский стиль, особое очарование гротеска, очевидный фрейдизм. Это не сладенький гимн девичьей невинности, а рискованное погружение в самые темные глубины детских страхов и фантазий.
6. «Бесподобный мистер Фокс» (Fantastic Mr. Fox, 2009)
Режиссер: Уэс Андерсон
Кукольная экранизация детской сказки Роальда Даля, снятая вечным ребенком.
Лучшая фраза: «Возмездие? Конечно. Но в конце концов он — еще одна дохлая крыса на помойке за китайским рестораном».
Ключевой момент: Фокс с друзьями сталкиваются лицом к лицу с загадочным черным волком.
Нет ничего удивительного в обращении Андерсона к анимации: сам его стиль режиссуры, с симметричными композициями, похожими на живые картины, идеально переводится в пространство кукольного мультфильма. Как и во всех прочих работах Андерсона, под простоватой, похожей на страницу комикса картинкой бурлят драматические эмоции. Как разрешить конфликт между обязательствами и инстинктами? Как остаться верным своей природе и извлечь из этого выгоду? Ответы непросты и часто неудобны, но Андерсон и не хочет понравиться никому, кроме своих преданных поклонников.