25 лучших анимационных фильмов
Time Out отобрал лучшие мультфильмы в истории кино, которые можно пересматривать и без детей.
20. «Персеполис» (Persepolis, 2007)
Режиссеры: Винсент Прано и Марджане Старапи
Эмигрантка из Ирана вспоминает детство во время Исламской революции.
Лучшая фраза: «Суки, заткнитесь! Я иранка и горжусь этим».
Ключевой момент: Маленькая Марджане покупает на черном рынке бутлег Iron Maiden.
Марджане Сатрапи превратила свой комикс в мультфильм о трудностях общения с мальчиками, родителями и государством на фоне репрессий, революции, чисток и войны. Грустное, минималистическое и подрывное кино, снятое с большой тоской по родине.
19. «Вальс с Баширом» (Waltz with Bashir, 2008)
Режиссер: Ари Фольман
Безумие и бессмысленность войны — в картинках.
Лучшая фраза: «Память заполняет пробелы тем, чего не было».
Ключевой момент: Самый первый эпизод кислотного трипа: отставной солдат описывает свой повторяющийся сон, в котором его преследуют 26 дворняг.
Сам Ари Фольман, израильский ветеран, ставший режиссером, считает свой автобиографический фильм сеансом психотерапии. Отслуживший 20 лет (сперва в строю, потом в резерве) Фольман никогда прежде не рассказывал о своем опыте Ливанской войны 1982-го, во время которой он стал свидетелем резни в палестинских лагерях Сабра и Шатила, устроенной христианским фалангистами (вероятно, при попустительстве израильской армии). Не рассказывал, потому что не мог вспомнить. И чтобы снять фильм, он отправляется на встречи с бывшими однополчанами. Мощное антивоенное кино уровня «Апокалипсиса сегодня».
18. «Трио из Белльвиля» (The Triplets of Belleville, 2003)
Режиссер: Сильван Шоме
Старушка спасает похищенного внучка с помощью трех певиц оригинального жанра.
Лучшая фраза: «Свингующее рандеву в Бельвилле!»
Ключевой момент: Трио поет свой хит для мадам Саузы.
Мадам Сауза души не чает в своем внуке-велосипедисте. Целыми днями она тренирует его для победы в Тур де Франс. Но во время гонки его зачем-то похищают злоумышленники из Белльвиля. Идущая по следам внука мадам приезжает в город и спасает своего чемпиона с помощью трех стареющих певиц из мюзик-холла. В своей первой полнометражной работе французский аниматор и комиксист Шоме отдает дань уважения великому миму Жаку Тати: диалоги тут сведены к минимуму, все силы брошены на трюки и гротескные портреты персонажей.
17. «Рейнеке-лис» (Le Roman de Renard, 1930)
Режиссеры: Владислав Старевич и Ирина Старевич
Первый в мире полнометражный кукольный мультфильм. И один из лучших.
Лучшая фраза: «Господин, я требую компенсацию за холод, нервный срыв и украденный окорок».
Ключевой момент: Красноречивый жулик-лис ускользает из-под самого носа палача.
Уэс Андерсон честно признавался, что «Рейнеке-лис» был главным источником его вдохновения во время съемок «Мистера Фокса». Действительно, даже сейчас фильм русского пионера кукольной анимации Старевича выглядит свежо и современно. Смешной и анархический «Рейнеке-лис» может запросто тягаться с фильмами Pixar. Чем-то он даже лучше их: вряд ли в современном мультфильме наглый и циничный воришка и обманщик Лис остался бы безнаказанным и даже стал царем зверей.
16. «Фантастическая планета» (Fantastic Planet, 1973)
Режиссер: Рене Лалу
Сюрреалистический социальный комментарий в культовом французском сайенс-фикшене.
Лучшая фраза: «Я был лишь маленькой игрушкой, но игрушка осмелилась взбунтоваться».
Ключевой момент: Мать, отчаянно ищущая своего ребенка, вдруг схвачена гигантской синей рукой.
Возьмите конфликт лилипутов и великанов из «Путешествий Гулливера», спрысните Синими Обломщиками из «Желтой подводной лодки», добавьте политическую аллегорию такой же мощи, как в «1984» Оруэлла — и вы сможете приблизиться к «Фантастической планете». Этот фильм определенно предвосхитил «Навсикаю» Миядзаки, хотя в нем почти нет увлекательной интриги или экшена. Но это одна из важнейших картин 1970-х.