Новые московские библиотеки и кто в них ходит

Новые московские библиотеки и кто в них ходит

Екатерина Каменская   10 марта 2016
6 мин
Новые московские библиотеки и кто в них ходит

Московская библиотека образца 2016 года — нечто среднее между лекторием и бесплатным коворкингом. Здесь назначают свидания, пьют кофе и изучают ораторское искусство. Екатерина Каменская обследовала три библиотеки и сделала следующий вывод: в читальном зале читать не обязательно.

Моя мама была первой женщиной в своей семье, которая получила высшее образование (киноведческий факультет ВГИКа) и просто не могла смириться с ролью домохозяйки. После нескольких лет переговоров папа отпустил ее на работу в соседний подъезд. В нашем доме на Университетском проспекте была Центральная детская библиотека №96, она и сейчас на месте. Здесь, в зале Старшего абонемента, мама и начала приносить пользу обществу.

Библиотека образца 1995 года пахла пылью и тоской, а говорить здесь можно было только шепотом. Тишина и аскеза — верный спутник библиотечной книги. «Что вы делаете? Здесь нельзя бегать! Вы в БИБЛИОТЕКЕ!» «С бутербродом нельзя! Это же БИБЛИОТЕКА!» И тому подобное. В библиотеке, как в парной, в храме или в больничном покое, нужно соблюдать тишину, иначе какая-нибудь строгая женщина отчитает тебя как школьницу. Излишняя любовь к знаниям часто оборачивается неуважением к человеческой природе, но это так, к слову.

Два года назад в доме №37А по Ленинскому проспекту, на месте бывшей библиотеки, начался ремонт. Прекрасное место, высокие потолки, окна в пол и нечто вроде барной стойки обещали, что на местности наконец-то появится приличный ресторан. Мы с мужем делали идиллические ставки. Новиков? Ламберти? Ну, может, Ginza хотя бы? Хрен вам. Заново открылась библиотека. Совершенно хипстерская, с длинным белым столом, лепниной на потолке и итальянской мини-кофейней, где делают отличный флэт-уайт. Оказалось, второе пришествие библиотек и читальных залов — это новый городской тренд. Теперь здесь можно все.

И если вам иногда нужен коворкинг free of charge и новые впечатления — ищите библиотеку поближе к дому.

 

Российская государственная библиотека для молодежи

Зал редкой книги, зал комиксов и медиа-лаборатория. Беседы о марксизме-ленинизме, йога, ораторское мастерство, курс по фотошопу и джазовые импровизации. Есть чем себя занять, но посетители и так очень заняты. Слава богу, тишину и покой в библиотеках отменили — теперь люди, а не книги, здесь главные. Единственное, что напомнило библиотеку моего детства, — женщина, которая читала подшивку газеты «Комсомольская правда». За полтора часа, проведенных в РГБМ, из которых минут десять заняли регистрация, получение пластиковой карточки и поиск туалета, я наблюдала следующие сцены.

Прямо в коридоре на трех стульях проходил сеанс психоанализа.

— Ну это же про приятие! Она уже не живет с вами, не берет деньги! — говорила женщина постарше.

— Да, но вот этот страх, он же остается, — отвечала младшая, сжимая коленки.

На третьем стуле молодой человек читал айфон.

В самой темной комнате блондинка и брюнетка с одинаковыми стрижками, совсем дети, шептались и целовались, сидя за одним компьютером. Большую любовную инициативу проявляла блондинка.


В зале иностранной литературы занимались студентка и мальчик лет одиннадцати. Мальчик был интеллигентный и нарядный — в белой рубашке с бабочкой, в кепке Vans с желтым козырьком.

— Ситаги, гиси, назу, асита, — читал мальчик, водя пальцем по учебнику, а студентка иногда поправляла его. Она оказалась репетитором по японскому языку.

Зал редкой книги был закрыт.

В зале периодических изданий нашлись современные Esquire, Port, «Лиза» и доисторические журналы без картинок — «Новый мир», «Москва», «Заря» и «Зарубежная литература», чей внешний вид не изменился, наверное, со времени правления Хрущева.

За стеклянной стеной в зале комиксов четыре грузинские девушки играли в карты. Им было очень весело.

Большая Черкизовская, 4, кор. 1

Пн-пт 11.00-22.00, сб-вс 12.00-20.00.

 

Библиотека №166 имени 1 мая

Маленькая, уютная и модная библиотека в двух шагах от метро «Ленинский проспект». Всего два зала и мини-кофейня между ними. Круассаны и кантуччи. Подшивки журнала AD. Полное собрание сочинений Андрея Курпатова. Новым членам общины заводят старообрядческий бумажный формуляр, но брать книги домой или читать их на месте необязательно — можно просто прийти поработать, что многие и делают. Теперь погоду в библиотеке, как уже было сказано, делают не книги, а люди.

Публика здесь разнообразна, как сама жизнь. Наибольшую социальную активность проявляет старшее поколение.

Недавно я принесла сюда книжки для буккроссинга. Тут же рядом возник пожилой мужчина и завладел книгой «200 законов мироздания».

— Я сейчас занудную вещь скажу, — вдруг обратился он к администратору. — Бумага туалетная кончилась, а вам дела нет.

— Почему же дела нет, — ответила та. — Кончилась — сейчас новую повесим.

Посетители библиотеки №166 знают, что на низком пуфике у окна почти каждый день сидит аккуратная бабушка в берете. Она приходит читать газеты. Только один раз я услышала ее громкий звонкий голос, который прозвучал на весь читальный зал, мини-кофейню и улетел в соседнюю комнату.


— Ну надо же! — воскликнула бабушка, обращаясь ко всем присутствующим и к господу Богу одновременно. — Ну надо же, а! Восемь трупов!

Ленинский пр-т, 37А

Вт-сб 12.00-22.00, вс 12.00-20.00. Понедельник — выходной. Последняя среда месяца — санитарный день.

 

Библиотека №172 «Просвещение трудящихся»

По правилам жизни в большом городе библиотеки, как и спортзалы, должны быть в шаговой доступности от метро. Библиотека №172, которая находится в тридцати шагах от метро «Шаболовская», немноголюдна — потому людям там особенно рады.

В обширном холле, который по размерам сгодился бы для спортивных игр, я застряла около стеллажа «Книги-юбиляры 2016». Там были «Горе от ума», «Рассказы о Шерлоке Холмсе», «Том Сойер» и «Преступление и наказание». Пока я пыталась нагуглить связь между этими книгами и 2016 годом, в библиотеку зашел мужчина.

— Брал у вас почитать, замечательная оказалась книга, вот возвращаю, — сказал он, протягивая «Сокровища Москвы» Бориса Бродского почему-то гардеробщице.

— Здравствуйте, что-то давно вас не было видно, — ответила она.

— А вы что думаете, я без дела сижу?! — неожиданно вскричал мужчина. — Вы что думаете, мне делать нечего?!

— Да я просто сказала, что вы к нам давно не приходили…

— Так я тоже, как и вы — работаю! У меня дел много!

И ушел.

Я с сочувствием посмотрела на женщину из гардероба.

— Знаете, — сказала она, — иногда думаешь, лучше промолчать. Тут вообще-то в соседнем доме клиника неврозов. Оттуда к нам часто заходят. Гуляют мимо и заходят. Книжки берут. Бывают нормальные, бывают ой какие сложные. Просто посмотришь на человека, а он на тебя уже кидается.

Подивившись терпению этой женщины, я взяла со стола для буккроссинга «Трудно быть Богом» Стругацких и, не записываясь в библиотеку, ушла к метро.

Шаболовка, 36

Вт-пт 12.00-20.00, сб-вс 12.00-18.00. Понедельник — выходной. Последний четверг месяца — санитарный день.