Это мой город: Максим Каширин
Основатель и гендиректор компании Simple отмечает в этом году юбилей своего первого ресторана Grand Cru, за последние десять лет разросшегося в целую сеть, и рассказал Time Out, в какие рестораны ходит, кроме своих, и чего не хватает москвичам.
В каком районе вы родились?
В поселке художников на Соколе.
Как изменился район вашего детства? Каким он вам казался тогда и каким сейчас?
Жил и вырос я на Войковской. Там построили большой торговый центр «Метрополис» вместо завода Войкова, а вся припроспектная торговля, которой раньше не было, расцвела. Я жил в большом сталинском доме, и «Войковская» в 50-е годы застраивалась активно. Когда еще не построили метро, там была большая часть сталинских домов. Они красивые и фундаментально серьезные, такими и остались. Потом стали застраивать панельными домами. Я не могу сказать, что район как-то сильно изменился. Я жил со стороны «Метрополиса», и школа моя там была. Там же был центральный спортивный клуб военно-морского флота, где я занимался водным поло, и в ЦСКА занимался гандболом.
Где вы живете сейчас? Чем этот район отличается от остальных?
Я живу в районе улицы Мосфильмовская. Этот район всегда был одним из моих любимых. В какой-то момент я стал водить машину и много ездить по Москве, и мне нравился этот район тем, что он достаточно зеленый, не очень высокий, над ним красиво стоит университет, много парков. И он удобный с точки зрения логистики: туда легко приехать и уехать. То есть, существует много разных дорог. Я какое-то время жил на Речном вокзале. Ленинградка плоха тем, что было так трудно туда доезжать, потому что была одна дорога. Конечно, Мосфильмовская уникальна — очень много вариантов, как можно попасть в город. Много мест, где можно погулять с детьми или с собакой. Здорово, когда ты можешь куда-то выйти.
Где вы любите гулять в Москве?
Зимой это места, которые находятся рядом, потому что далеко не пройдешь. Это, в основном, парки около дома. На велосипедах по набережной, к Парку Культуры, и дальше. Выезжаем из дома, а там понеслось — до третьего кольца, там на Воробьевскую набережную, по ней в сторону «Нескучного сада» и так далее.
Зацикливаться на одном месте я не хочу. Вот друзья одни и те же – это другая история, а ресторан…
Ваш любимый район в Москве?
Пожалуй, тот, в котором я живу. Но вообще я не очень люблю концентрироваться на понимании «Что же у меня самое любимое?». Я считаю, что должно быть разнообразие. В Москве мне разные вещи нравятся. Я люблю ходить, например, в районе Кузнецкого моста, Никольской, по бульварам, на Патриарших мне нравится, у меня там ресторан. Это не значит, что я бы хотел там жить, просто нравится атмосфера.
Ваш нелюбимый район в Москве?
Я не очень понимаю улицы Арбат и Новый Арбат. Но я не могу сказать, что они нелюбимые. Просто я там не бываю. А вот что мне не очень нравится – это бульвары, которые находятся после Цветного. Там неуютно. Если брать бульварное кольцо, то там какая-то часть неухоженная, необжитая, что ли. Не люблю зону Курского вокзала, Таганку. Таганка мне казалась всегда неструктурированной. Не хватало в ней целостности: эти эстакады, улицы, Таганская площадь. Хаотичный набор зданий и строений.
Ваш любимый московский ресторан для встреч с друзьями?
Кроме своих? У меня нет одного любимого ресторана. Но сегодня я больше хожу в Selfie, Chicha, мне нравится новый проект Аркадия Новикова «Сыроварня». Зацикливаться на одном месте я не хочу. Вот друзья одни и те же – это другая история, а ресторан… Я за выбор.
В каком ресторане в Москве лучшие завтраки?
Я не завтракаю в ресторанах в принципе. Для меня завтрак – это важный прием пищи, и я стараюсь даже на бизнес-завтраки не ходить. Для меня завтрак – это дети, дом и общение.
Какой московский ресторан, по-вашему, лучше всего подходит для праздников?
Наверное, La Maree. Там и музыка живая, и морепродукты свежие. Заметьте, я принципиально не называю свои Grand Cru!
Любите ли вы бывать в барах, если да, то в каких?
Я не барный человек. У меня особо нет времени на барную жизнь. Чего мне не хватает в Москве, а, может, я просто не знаю о таком месте, так это интересного лаунж-бара, где можно просто посидеть под живую музыку, выпить вкусный коктейль. Не аристократический, но для общения. Я люблю сходить в «Симачев» или на «Крышу» вечером, это для моего поколения – классика жанра. Мы не ходим в грохочущие места, где столпотворение людей у барной стойки.
Есть место в Москве, в которое вы все время собираетесь, но никак не можете доехать?
Скорее, есть дело, которое я хочу сделать, но никак не могу устроить. Мы с женой все хотим организовать историческую экскурсию по городу. Мы очень этого ждем. В других городах мы это делаем постоянно. А Москву, собственно, город, в котором мы родились, выросли и живем, мы не знаем. Я мечтаю сделать с интересным гидом дневную историческую экскурсию.
Чем москвичи отличаются от жителей других городов?
Москва является гипертрофированно концентрированным городом во всех отношениях. Здесь сконцентрировано все: власть, бизнес, политика, иностранные посольства, представительства, культура и так далее. Москва впитала все. Москвич вынужден жить совершенно иной жизнью в ином темпе. Московский образ жизни близок к нью-йоркскому и лондонскому. Москвичи открыты ко всему новому. Ему неважно, кто открыл новый ресторан: человек из Томска, Ростова, Петербурга или Хабаровска. Москвичу все равно, а жителям других городов это важно. «А, это москвич открыл ресторан! Не пойдем». Хотя какая разница? Москвичам не хватает только доброты: они открыты к новому, но не очень открыты друг к другу.
Вы расширяете свой винный ресторан Grand Cru на Малой Бронной. Что там изменится?
Нам всегда не хватало места: и посадочных, и площади на кухне. Сейчас наконец-то свершилось чудо: мы смогли взять соседнее помещение. Мы поменяем меню, оно станет вариативней и по продуктам, и по ценам, у нас будет больше выбор. Бренд-шефом также останется Адриан Кетглас, но он покажет себя в разных форматах. Сделаем два зала – разных по ощущениям, интерьеру, но связанных одной идеей. Мы хотели бы остаться гастрономическим местом на Патриарших, которое не пытается конкурировать с такими шумными местами, как Pinch, Ugolёк, или Uilliam's. Нет, мы как раз надеемся остаться местом для тех, кто хочет вдумчиво выпить. Благо цены на вино у нас уникальны (ни в одном другом ресторане не предлагают вина по цене полки магазина). Я считаю нашу винную карту лучшей в городе, да и самой обширной (шутка ли – более 1200 позиций вин, каждое из которых можно заказать по бокалам). Мы останемся в том же формате, ориентированном на «винную» публику.
Москва является гипертрофированно концентрированным городом во всех отношениях.
Как изменилось отношение людей к вину за последнее время?
Это постоянный тренд. Люди стали все больше интересоваться и лучше разбираться в вине. В силу взросления и становления личности выбор людей естественным образом падает на вино, и они пьют осмысленно. Таких все больше. Это нормальный процесс. Идет смена потребления от советской модели. Мы стали жить лучше. Люди не останавливаются в развитии даже в кризис. В прошлом году мы открыли пять новых винотек Grand Cru в Москве и в планах на этот год еще пять. Потребитель все равно продолжает что-то изучать и открывать для себя. Мне приятно, что дело моей жизни начинает интересовать все больше и больше людей.