Что смотреть на фестивале венгерского кино Cifra 2
Оскароносный «Сын Саула» и не только — в гиде Time Out по фестивалю стремительно возвращающей себе прежнее влияние национальной кинематографии.
«Свинг» (Swing), режиссер Чаба Фазекаш
Пример режиссерам из малых с точки зрения масштабов индустрии кинематографических стран (то есть и России) — как снимать народное кино, которое было бы и погружено в локальную традицию, и с легкостью говорило на актуальные темы. Три женщины трех поколений под началом постаревшей дивы и трансвестита создают кабаре-бэнд — но сценический успех ведет не к частному гендерному освобождению, а к внутренним женским дрязгам с мощным комическим эффектом.
31 марта, 19:00, 3 апреля, 14:30
«Заблудшие» (Veszettek), режиссер Кристина Года
Фильм Кристины Годы эффектно заходит на морально двойственную территорию таких англоязычных хитов, как «Сноутаун» и документалка «Земля картелей», — и, что важнее, вовсе не кажется там бедным родственником. Поначалу кажущаяся депрессивной чернуха об упадке одного провинциального городка вырастает в мощное, безжалостное кино о неоднозначности гражданской инициативы по выдворению мнимого зла. Бьющие мигрантский криминалитет дружинники в «Заблудших» оказываются в одном шаге от неофашизма.
1 апреля, 19:00
«Уикенд» (Vikend), режиссер Арон Матяшши
Охота уже не первый век служит сценаристам и писателям идеальной метафорой для описания особенностей людской природы. Вот и в триллере Арона Матяшши за поездкой троицы персонажей, вознамерившихся пострелять косуль в лесах Трансильвании, кроется намерение не только потрепать зрителю нервы. Картину пронизывает авторская классовая ярость: лесной катарсис, отдающий «Соломенными псами» и «Избавлением», здесь настигает представителей насквозь прогнившей и коррумпированной элиты общества.
2 апреля, 15:00
«Полусвет» (Felvilag), режиссер Аттила Сас
Размышления о фатальной близости классовых разрывов, сексуального желания и смерти наполняют энергией и «Полусвет» Аттилы Саса. Место действия — Будапешт начала 1910-х, где главная героиня, профессиональная и крайне успешная куртизанка, бесцеремонно использует собственную притягательность — пока ее самолюбование не сталкивается лоб в лоб с комплексами, страхами и пороками окружающих. Сас умело выстраивает интригу, так что ретро-драма преодолевает жанровые пределы и становится эротическим триллером из сердца тьмы.
2 апреля, 17:00, 3 апреля, 19:00
«Предрассветная лихорадка» (Hajnali laz), режиссер Петер Гардош
Трагедии Холокоста, какой ее увидели венгерские евреи, в программе фестиваля посвящен не только обласканный каннскими призами и «Оскаром» «Сын Саула». Противовесом брутальному гиперреализму Ласло Немеша служит сентиментальная, но не стыдная в своем надрыве «Предрассветная лихорадка» Петера Гардоша. Это разворачивающаяся в наши дни и в монохромном 1945-м история любви по переписке, преодолевшей и время, и смертельный диагноз одного из героев.
3 апреля, 16:45
«Сын Саула» (Saul fia), режиссер Ласло Немеш
Ну и, наконец, безусловно главный фильм фестиваля — и самое громкое венгерское кино за последние несколько лет. Немеш погружает зрителя в эпицентр ожившего ада: «Сын Саула» представляет собой практически репортаж в реальном времени из концлагеря Аушвиц/Биркенау весной 1944-го. Но будет ошибкой считать, что этот фильм спекулирует на Холокосте. Немеш сосредоточивает внимание и взгляд камеры на переживающем персональный апокалипсис члене зондеркоманды концлагеря по имени Саул — не пособнике немцев, но их вынужденном рабе. Режиссер избегает изображения чрезмерных ужасов — они уходят на периферию кадра, почти целиком занятого главным героем, — и вместо этого показывает травму Холокоста не хроникой убийств и пыток, а трагедией безумия, которое охватывает одно-единственное расшатанное сознание.
4 апреля, 20:00