Что смотреть на фестивале итальянского кино N.I.C.E.-2016
Новые итальянские фильмы и ретроспектива режиссера «Страшных сказок» и «Гоморры» — в гиде Time Out.
«Страшные сказки» (Il racconto dei racconti), режиссер Маттео Гарроне
Специальным гостем N.I.C.E. в этом году станет Маттео Гарроне — возможно, самый значительный итальянский режиссер современности (особенно если вы не в восторге от фильмов Соррентино). Фестиваль откроет его последний на данный момент фильм — живописная, насыщенная сексом, кровью и мыслями о природе власти экранизация недетских сказок Джамбаттисты Базиле.
5 апреля, 19:30
«Реальность» (Reality), режиссер Маттео Гарроне
Кроме «Страшных сказок», N.I.C.E. устроит и ретроспективу предыдущих фильмов Гарроне — включая эту, заслужившую Гран-при Каннского фестиваля в 2012 году едчайшую сатиру на мир современных масс-медиа и его тлетворное влияние на наивные умы. Главный герой — неаполитанский торговец рыбой, которому везет стать участником реалити-шоу. Везение, конечно, оказывается спорным.
6 апреля, 19:30
«Я, арлекин» (Io, Arlecchino), режиссеры Маттео Бини и Джорджо Пазотти
У актера, а теперь и режиссера Джорджо Пазотти не самая традиционная для современного артиста судьба: в кино он пришел из боевых искусств, которыми почти профессионально занимался в молодости в Китае. «Я, арлекин», этот бенефис Пазотти, выстроен как раз вокруг возвращения к корням, способного помочь преодолеть кризис среднего возраста. Только для героя-телеведущего этими корнями оказывается не карате, а комедия дель арте.
7 апреля, 19:00
«Меня зовут Майя» (Mi chiamo Maya), режиссер Томмазо Аньезе
Две сводные сестры, 16-летняя Ники и 9-летняя Алис, бегут из дома после смерти матери — иначе органы соцопеки могут навсегда их разделить. Мало ли, казалось бы, мы видели таких роуд-муви о взрослении? Тем не менее «Меня зовут Майя» находит способ выделиться на фоне многочисленных конкурентов по жанру. Во-первых, это редкая история взросления абсолютно обычных, не эксцентричных по воле сценариста героинь. Во-вторых, Аньезе одновременно признается в любви непарадному и нетуристическому Риму.
7 апреля, 21:30
«Итало барокко» (Italo Barocco), режиссер Алессия Скарсо
Массовое итальянское кино часто сравнивают с массовым российским: та же приверженность дурацким сценарным концептам, те же отдающие евроремонтом интерьеры, та же отчужденность от реальных проблем. Бывают, впрочем, и здесь приятные исключения. Например, вот эта комедия о дружбе бездомного пацана и бродячего пса, у которого, кажется, есть сверхспособности.
8 апреля, 19:00
«Первая любовь» (Primo amore), режиссер Маттео Гарроне
Одно из лучших доказательств талантов Гарроне-рассказчика — эта картина 2004 года, которая долго кажется современной версией мифа о Пигмалионе и Галатее, чтобы затем вдруг превратиться в его жестокую критику, полномасштабную атаку на патриархальное мироустройство. Его олицетворением здесь служит ювелир Витторио, вознамерившийся заставить свою новую девушку похудеть, чтобы соответствовать его идеалам.
9 апреля, 17:00
«Неустойчивая погода» (Tempo instabile con probabili schiarite), режиссер Марко Понтекорво
Итальянские приключения Джона Туртурро в прошлом году не ограничились ролью у ветерана итальянского кино Нанни Моретти (в «Моей матери») — он также выступил в привычном комедийном амплуа в новой картине Марко Понтекорво. Тем самым Туртурро в некотором роде вернул итальянцу должок: Понтекорво как оператор снимал для голливудского актера его собственный режиссерский проект «Под маской жиголо». «Неустойчивая погода» — полноценный гротеск, причем понятный русским зрителям, как никаким другим: за перемену участи героев-мебельщиков здесь отвечает нефтяная скважина.
9 апреля, 19:00
«Пока что все отлично» (Fino a qui tutto bene), режиссер Роан Джонсон
Вопреки общепринятому представлению, жизнь современного человека включает не один, а несколько этапов, для которых подходит название «переходный возраст». Второй фильм итальянского англичанина Джонсона в трагикомическом ключе описывает, возможно, самый проблемный из них — переход между беззаботным студенчеством и полноценной взрослой жизнью. Джонсон, уже в дебютном «Первом в списке» показывавший талант к небанальному рассказу о банальностях жизни, здесь его подтверждает: «Пока что все отлично» обходится почти без штампов и глупого пафоса.
9 апреля, 21:00
«Джулия и мы» (Noi e la Giulia), режиссер Эдоардо Лео
Криминальная комедия о похождениях отборной команды неудачников с непременным столкновением с преступным миром — жанр более-менее интернациональный. «Джулия» представляет небезынтересную сноску к богатому канону, выводя здесь комичное противостояние нескольких горе-энтузиастов сельского туризма и могущественной неаполитанской Каморры.
10 апреля, 16:00
«Если Господь пожелает…» (Se Dio vuole), режиссер Эдоардо Фальконе
Вечный драматургический материал — конфликт отцов и детей — приобретает занятную трактовку в комедии дебютанта Эдоардо Фальконе, которая уже принесла автору национальную кинопремию «Давид Донателло» как лучшему молодому режиссеру. Фальконе проводит линию столкновения поколений по религиозной почве: главный герой, убежденный атеист-нейрохирург, приходит в ярость от желания сына пойти в священники — и берется восстановить в пределах собственной семьи безбожный статус-кво.
10 апреля, 18:30
«Таксидермист» (L'imbalsamatore), режиссер Маттео Гарроне
Пожалуй, высшая точка в карьере главного героя N.I.C.E.-2016 Гарроне — восхитительно изощренный триллер о самолюбии, сексуальности и нестабильности динамики в таких парах, как «учитель-ученик», «кумир-поклонник», «хищник-жертва» и, конечно, «кукольник-марионетка». Сюжет о том, как у социопата-таксидермиста появляется чрезмерно преданный ассистент, Гарроне начинает рассказывать как комедию — а заканчивает как сокрушительную издевку над людской природой.
10 апреля, 20:30
«Гоморра» (Gomorra), режиссер Маттео Гарроне
Экранизация нашумевшей книги-расследования Роберто Савиано, «Гоморра» превращает рассказ о том, как накрепко сплетены мафия и итальянское общество на всех своих классовых уровнях, в высокохудожественную, обезличенную панораму безнадеги. Чтобы избавиться от Каморры, придется сжечь до основания не только ее, но и всю Италию, намекает нам Савиано. Гарроне добавляет, что гореть она будет живописно.
11 апреля, 19:00
«Хлорка» (Cloro), режиссер Ламберто Санфеличе
Еще один многообещающий дебют. Первый фильм Ламберто Санфеличе берется за тему, которая нечасто дается и куда более опытным режиссерам, — проклятие, которым могут стать для человека гендерная принадлежность и подростковый возраст. Семнадцатилетняя героиня готовится к самостоятельной жизни — но оказывается погребена под грузом ответственности, когда умирает мать, а отец переносит нервный срыв.
11 апреля, 21:30
С 5 по 11 апреля, «Иллюзион»