Город. Самолет. Девушка
По статистике около 25% людей испытывают сильный страх перед полетом. Кто-то на планете ежедневно отказывает себе в удовольствии увидеть мир, улучшить карьерный рост или сократить время пребывания в пути. Причина - аэрофобия. Юлия Селивёрстова, в недавнем прошлом стюардесса, обещает помочь избавиться от страха полета, открыв первую в Ростове «антиаэрофобную» школу «Открытое небо».
Юлия, как пришла в голову идея создать подобную школу?
Ю.С.: Идея пришла довольно давно, еще в период моей лётной деятельности. Недавно начались проблемы в авиакомпании, в которой я работала, кроме того я устала проводить в небе большую часть своей жизни, хочется видеть своих родных и близких. Сейчас мы гуляем по весеннему городу, и я понимаю, что последний раз по Пушкинской я прогуливалась очень давно. Столько строек появилось, все цветет и пахнет, а с высоты это не заметно. Из любви к авиации, желания помочь людям и решения отныне работать на земле и родилась мысль о школе для аэрофобов.
Каковы причины появления аэрофобии?
Ю.С.: Причины довольно просты – это недостаточная информированность людей и смакование той или иной авиакатастрофы в СМИ. Кинематограф периодически подливает масла в огонь, выпуская в прокат очередной фильм-катастрофу. И, конечно же, психологический фактор и стрессы.
Получается что аэрофобия – это приобретенный страх?
Ю.С.: По большей части, да. Врожденных аэрофобов крайне мало. Зачастую, на страх перед полетом влияет общая нервозность и низкий уровень стрессоустойчивости человека. Кстати, сюда относятся и люди, испытывающие повышенную тревогу перед закрытым пространством или перед высотой. Аэрофобия может развиться из-за чего угодно, вплоть до того, что в детстве человек рос в нервозной обстановке. Нервы и тревога – почва для развития подобных фобий.
Какими методами собираетесь бороться?
Ю.С.: Методами психологической атаки. Конечно же, психолог будет работать с людьми, выявит причину возникновения тревоги – когда и из-за чего она переросла в настоящую фобию. Также в нашей школе работает профессиональный пилот с 22-х летнем стажем, который расскажет об устройстве воздушного судна, об аэродинамических моментах, о том, что такое грозовое облако и турбулентность, и почему их не стоит бояться. Я, в свою очередь, планирую рассказывать о том, чему учат бортпроводников: какие средства защиты и выживания есть на борту на случай чрезвычайной ситуации. Шанс ее возникновения, кстати, – один к четырнадцати миллионам.
Вспомните, какая самая сильная на вашей памяти была паника?
Ю.С.: Однажды перед взлетом командир корабля запросил технический персонал на борт для проверки оборудования. Это штатная ситуация и мы сделали объявление по громкой связи. Но один из пассажиров очень разнервничался, когда увидел работников в специальных жилетах в салоне, у него началась истерика, он стал даже кричать, что самолет не исправен и мы всем умрем. Конечно, у остальных пассажиров тоже испортилось настроение – они заметно испугались. Порядка пяти человек поддержали его в стремлении сойти с борта.
Как успокаивают аэрофобов в полете? Есть ли у вас инструкции на этот счет?
Ю.С.: Разговорами, доверительной беседой. Люди, испытывающие подобные страхи, должны отключить мнительность и лишние плохие мысли. Отвлекаем при помощи фильмов и книг, даём послушать приятную музыку в наушниках, предлагаем стакан воды.
Кого среди аэрофобов больше – мужчин или женщин?
Ю.С.: Однозначно больше молодых женщин. Научно доказано, что из-за гормонального фона именно женщины больше подвержены этим страхам. По той же причине, меньше пожилых людей, боящихся авиаперелетов.
Как отличить простое волнение перед полетом от симптомов этого расстройства?
Ю.С.: Прислушайтесь к своим ощущениям: если нервозность перед полетом возникает у вас задолго до него самого, то скорее всего вы в той или иной степени аэрофоб. На самом деле, известная песня певицы Ёлки со словами «Завтра в 7:22 я буду в Борисполе, сидеть в самолете и думать о пилоте…» – это типичная манера поведения аэрофоба (Смеётся.). До перелета еще много времени, а мысли уже о том, что может случиться плохое – такому человеку нужна психологическая помощь.
Есть ли статистика об успешности лечения от аэрофобии?
Ю.С.: Такой статистики не существует, потому что, к сожалению, в нашей стране пока слабо развиты подобные услуги. За рубежом школы с данной направленностью успешны и востребованы. Моя школа будет второй в России. Первый центр по лечению аэрофобии открылся в Москве. О стопроцентной гарантии избавления от страха авиаперелета говорить трудно – все слишком индивидуально. Но мы приложим все силы, чтобы помочь всем к нам обратившимся.
Правильно ли аплодировать пилотам после того, как шасси благополучно коснулись взлетно-посадочной полосы? Есть ли профессиональная этика, связанная с этой негласной традицией?
Ю.С.: Нам всегда очень приятно, поэтому аплодируйте на здоровье. Более того, летчики слышат эти аплодисменты в кабине авилайнера. Закономерности на этот счет совершенно никакой не существует – на некоторых рейсах пассажиры аплодируют, а на некоторых – нет. Но если погода была сложная, дул боковой ветер или была турбулентность, то овации обязательно звучат и они особенно громкие.
Юлия, спасибо за интересную беседу, успехов школе «Открытое небо».
Ю.С.: Спасибо вам. Удачи!