«Рисуют все»: как арт-терапия помогает в борьбе со стрессом
Лондон, Нью-Йорк, Париж, Торонто, Москва и сотни других крупных городов, ежедневно испытывают своих жителей на прочность. Каждый день в кабинеты психологов выстраиваются очереди из людей, уставших от депрессий. Time Out узнал самый доступный и безопасный способ обрести душевную гармонию - это арт-терапия. Виктория Дорохова — создатель первого в Ростове центра «Рисуют все» с особым подходом к искусству обещает научить рисовать всех без исключения.
Виктория, кто ваши потенциальные клиенты?
В.Д.: Это те, кто любит рисовать, но в силу тех или иных обстоятельств пошел по иному жизненному пути, а желание осталось. Кстати, таких людей очень много.
Решиться заняться любимым делом — серьезный шаг, потому как придется уделять немало времени этому процессу, а не семье, готовке, даче — всему, что составляет большую часть жизни взрослых людей. Зачастую, это является тормозом в принятии подобного решения, но когда люди начинают рисовать — они забывают обо всем, происходит своего рода терапия. Мало того, что наши клиенты развивают свои творческие способности, дарованные Богом, они уделяют эти несколько часов только себе.
В чем целебное свойство арт-терапии и как происходит гармонизация личности?
В.Д.: Гармония приходит к человеку тогда, когда он занимается любимым делом. В этот момент и стабилизируется душевное состояние. Для многих рисование – это отдушина! Дома у каждого из нас много проблем, порой в диалоге с самим собой мы ложимся спать, изо дня в день так и не находя ответы на волнующие нас вопросы. Когда человек начинает рисовать, он сосредотачивается на приятном. Вряд ли вы будете изображать кошмары или что-то уродливое. Конечно, человек рисует только комфортные и радостные картинки. Тем самым перенося позитив с холста в реальную жизнь.
Какие техники и способы чаще всего выбирают люди для подобного самовыражения?
В.Д.: Живопись и графика — это основное. Хотя у нас активно используют и акварель, и масло, и акриловые краски. Как профессионалы, мы владеем всеми существующими приемами. Если вы поймете, что у вас симпатия к 3D моделированию и скульптуре — мы научим вас и этому.
Вы работаете со взрослыми людьми, давно сформированными личностями. Есть ли у вас собственные ноу-хау и особые подходы?
В.Д.: Я имею достаточный педагогический опыт, начиная от преподавателя и заканчивая директором. В рядовой художественной школе существует масса условностей, которые необходимо соблюдать: программа и множество других процессов. Мы же работаем с каждым индивидуально, раскрывая только способности конкретного человека, не назидая и не заставляя. Во время практического занятия люди рисуют то, что хотят, в зависимости от душевного состояния. При наличии желания мы обучаем декоративно-прикладному искусству, живописи, композиции и истории искусств, но только если есть такое желание. Взрослые обычно знают, чего хотят, либо мы просто помогаем осознать это желание и конкретизировать.
Влияет ли индивидуальный подход на скорость овладения мастерством художника?
В.Д.: Это самый первый вопрос, который я слышу: «Когда я начну рисовать»? Каждый индивидуал – как цветок, распускается в свое время цветения. Зато потом, в какой-то прекрасный час икс, он раскрывается так, что все потрясены — это и есть чудо педагогического мастерства.
Творчество необходимо любому человеку?
В.Д.: Если речь идет об изобразительном искусстве, то сюда идут гуманитарии и романтики, хотя у нас есть приятное исключение — математик со способностями к рисованию. Вообще, в искусстве нельзя говорить: так должно быть, а так не должно. Это нужно тому, кто этого хочет. К нам часто приходят люди, которые спрашивают: «Я никогда не рисовал, Вы готовы меня взять»? И я отвечаю: «Да». Лишь только потому, что прозвучало слово «хочу». Если человек хочет — он достигнет больших высот. К тому же, я придерживаюсь теории, что каждый человек настолько индивидуален, что нет никакой гарантии того, что завтра особое видение отдельно взятой личности не станет новым мировым шедевром с соответствующей ценой.
Неужели все может зайти так далеко?
В.Д.: Я ничего не исключаю (Смеется). Люди, которые сюда приходят и стремятся получить результат, дороги нам как жемчуг, с ними интересно работать. В такие моменты мы обмениваемся энергетически — это же очень важно. И конечно, мы заинтересованы в их развитии: выставки, продвижения в различные творческие союзы. Словом, поможем своим ученикам на этом поприще.
Виктория 52 года — Математик, программист.
Как Вы оказались в этом классе?
Меня позвала душа. Во время своей основной деятельности иногда рисовала что-то на листке бумаги и коллеги замечали это, хвалили и говорили, что есть талант. В какой-то момент, проходя мимо этой школы, решила зайти. С тех пор состояние во время и после занятий не могу описать никаким другим словом, кроме как «счастье».
Любовь Михайловна 62 года — пенсионер.
Как Вы оказались в этом классе?
Я всю жизнь проработала в детском саду и самое элементарное рисовать умела – показывала дошколятам простые приемы. Когда вышла на пенсию, у меня появилось больше времени и мне захотелось научиться живописи уже профессионально. Кроме того у меня есть цель: у меня три сына и я очень хочу оставить после себя картины, которые бы стали фамильной ценностью и передавались из поколения в поколение.