Главные театральные события мая
Девятичасовые показы Апулея, концерт с песнями про Магадан, чтение дневников и переписок — в московских театрах листают документы и ворошат советское прошлое.
«Золотой осел», «Электротеатр Станиславский»
Ученик легендарного Анатолия Васильева с репутацией мага и мистика, Борис Юхананов часами говорит манифестами и ставит спектакли-полотна, идущие несколько вечеров или часов эдак по 10 с перерывами. В этот раз Юхананов предлагает отдать театру 45 часов (а что еще делать в праздники?). Каждый день по девять часов подряд можно будет наблюдать, как ученики из прошлого набора Мастерской индивидуальной режиссуры Юхананова работают над текстом Апулея.
Официальное называние — «Публичная серия новопроцессуального проекта Бориса Юхананова», которая представляет собой серию показов с комментариями и разборами. По сути — репетиция, но в присутствии наблюдателей. Аттракцион заключается в том, что публика становится свидетелем живого диалога создателей спектакля. Карнавальная природа текста Апулея в данном случае — идеальное пространство превращения театра в перформативную практику.
Чтобы получить в работе Юхананова роль зрителя, надо не просто зарегистрироваться на TimePad, но и заполнить анкету с указанием рода занятий и собственных мотивов, по которым вы хотите понаблюдать за «Золотым ослом». Обещают, что наблюдателей Борис Юхананов отберет лично.
3–7 мая, с 14.00 до 23.00 (присоединиться можно в любое время любого дня)
«В ожидании варваров», Театр п/р Олега Табакова
На сцене «Табакерки» — новая работа Александра Марина в качестве режиссера и художника. Роман «В ожидании варваров», в 2003 году принесший своему автору Джону Максвеллу Кутзее «Нобелевку» по литературе, — попытка понять, что делать с нежданными гостями: договариваться или защищаться. Центр сюжета — идейное противостояние Полковника, который сообщает, что в некую Империю скоро вторгнутся варвары, и предлагает вести с ними яростную борьбу, и Судьи небольшого городка, который считает, что нежданых гостей надо принять и ассимилировать. Среди исполнителей — Андрей Смоляков и Яна Сексте.
12, 13 и 28 мая, 19.00
«Плешивый Амур», МТЮЗ
Генриетта Яновская в пространстве Сергея Бархина рассказывает историю, которая произошла в далеких теперь 70-х — в стране, которой нет, во дворе дома, который снесли, с людьми, которые могли бы быть нашими родителями. Написал эту историю Евгений Попов. Его «Плешивый Амур» — комедия в том же смысле, что и чеховские «Чайка» и «Вишневый сад».
В этой истории все смешно, печально и узнаваемо. Здесь Коля Малинин хочет счастья и покоя, который, как выяснилось, только снится. А счастья нет и вовсе. Здесь Сергей Александрович Епрев, слесарь-сантехник, ужасно горд тем, что носит имя и отчество Есенина. Здесь Стасика Кривицкого учат жизни философ Монтень, гробовщик Федор и родная подворотня — и от такой эклектики в голове Стасик того гляди сопьется.
Изучая человека вчерашнего, в которого частенько не попадает пьяный Амур, роняющий свои стрелы на землю, Яновская думает над человеком сегодняшним, а возможно, и над завтрашним. Ведь главный вопрос спектакля — что есть любовь?
12, 18 и 31 мая, 19.00
«Жена гения», ЦИМ
Ученик Виктора Рыжакова и без пяти минут выпускник режиссерской магистратуры ЦИМа и Школы-студии МХАТ Данил Чащин посвящает спектакль женщинам, которым пришлось жить не только с собственными мужьями, но и с их литературным даром. С помощью драматурга Елены Исаевой, сочинившей эпистолярную трагикомедию по перепискам и дневникам, Чащин пытается выяснить, как жить с тем, кто активно пытается войти в историю и между делом строит стену из книг, отгораживаясь ею не только от всего мира, но и от тебя? Разбираться с этой стеной (ее и впрямь обещают выстроить на сцене), а потом и с ролью вдовы гения будут Софья Толстая, Наталья Пушкина, Ольга Книппер-Чехова, Анна Достоевская и Елена Булгакова.
В честь премьеры в соцсетях ЦИМа запущен фотопроект «Три события из жизни жены». В нем, например, отразятся эмоции Натальи Пушкиной по поводу нового стихотворения, ради которого Пушкин будит ее среди ночи. И реакция Елены Булгаковой, узнающей, что ее бывший муж из ревности хотел застрелить Михаила Афанасьевича. Практически фототеатр в фейсбуке.
13 и 14 мая, 19.00
«Пастернак. Сестра моя — жизнь», «Гоголь-центр»
«Гоголь-центр» запускает новый проект «Звезда», посвященный Пастернаку, Ахматовой, Мандельштаму, Кузмину и Маяковскому. Основой пяти спектаклей станет творчество и жизнь пяти поэтов.
Откроется проект спектаклем режиссера и хореографа Максима Диденко по поэзии Пастернака, что уже любопытно: постановки Диденко, работающего на поле физического театра, обычно немногословны.
«Этот спектакль — эксперимент над сознанием, погружение в совершенно другие темпоритмические способы восприятия. Театр — это единственное место, где с вниманием зрителя взаимодействуют не тоталитарно: в телевизоре или в кино тебя заставляют смотреть так или эдак. А театр позволяет зрителю самому стать участником процесса — и это страшно ценно», — говорит Максим Диденко.
Композитором «Пастернака» станет постоянный соавтор Диденко, Иван Кушнир. А в числе актеров — Вениамин Смехов, участник легендарных поэтических спектаклей Театра на Таганке.
14 мая, 20.00, 15 мая, 18.00
«Магадан/ Кабаре», «Около дома Станиславского»
Иногда кажется, что Юрий Погребничко всю жизнь ставит один спектакль, в котором выясняет отношения с советским прошлым. Его герои носят ушанки с валенками, к вечерним платьям вместо сережек надевают елочные игрушки и поют, например, «Сиреневый туман». Ну или песни про Магадан — как в этом маленьком абсурдистском концерте, где горловое пение будет сочетаться с «Девушкой с веслом» Бориса Гребенщикова. Петь будет Наталья Рожкова, а аккомпанировать — Николай Косенко в вязаной женской кофте, валенках и с аккордеоном. В итоге обещают сложносочиненное признание в любви к краю, где «пятьсот километров тайга» и кино раз в неделю.
27 мая, 19.00
На верхнем фото: «Плешивый Амур», МТЮЗ