Это мой город: Александр Васильев
Едва ли не единственный в России историк моды открыл на ВДНХ выставку «Кино и мода. Платья знаменитых киноактрис из фонда Александра Васильева». В этой выставке — эстетика целой эпохи и образ рафинированной светской элегантной Москвы, которую Васильев знает как никто другой.
В каком районе вы родились?
Я родился в доме на Фрунзенской набережной, этот дом, № 40, существует и сегодня. Там у нас была маленькая двухкомнатная квартира на последнем 14-м этаже. Дом был построен при Хрущеве, но тогда с эстетикой еще не начали бороться, поэтому на доме была лепнина. В самой квартире под потолком уже не было никаких лепных украшений, потому что Никита Сергеевич как раз постановил, что надо, мол, бороться с излишествами в архитектуре. А если мы боремся, то, соответственно, всю роскошь в отделке квартир мгновенно отменили. Одно время нашим соседом был Юрий Петрович Любимов, в этом же доме жил знаменитый актер Петр Глебов, а также актриса театра Соломона Михоэлса, а позже театра Моссовета Этель Ковенская, уехавшая в 70-х годах в Израиль. Квартиры были малогабаритные, но в 1958 году родители были счастливы получить отдельное жилье. Под нашим домом находился магазин «Диета», который родители прозвали «голодная диета», потому что там были черные куски мяса.
«Хрущев как раз постановил, что надо, мол, бороться с излишествами в архитектуре… и всю роскошь в отделке квартир мгновенно отменили»
Как этот район изменился со времен вашего детства?
Я не могу сказать, что Фрунзенская набережная претерпела какие-то значительные изменения со времен моего детства. Разве что на парковках и во дворах прибавилось множество дорогих автомобилей, принадлежащих новым жильцам домов на Фрунзенской набережной, которая, как в пору моего детства, так и теперь, является элитным районом.
Где вы живете сейчас? Почему? Чем этот район отличается от остальных?
В 1971 году мы с родителями переехали на 3-ю Фрунзенскую, в бывшую квартиру народного артиста СССР Владимира Белокурова, которого знала вся страна по роли Чкалова. Белокуров разводился со своей женой, красавицей Кюнной Игнатовой, и квартира подлежала размену. Квартира была по тем стандартам огромная, потому что она раньше была генеральская. И дом был очень солидный, с лепниной, построенный как раз в самом начале 50-х годов. Я и теперь живу в этой квартире, и не променяю ее ни на какую другую, потому что в другом месте не будет соседей, знавших меня с детства, не будет прекрасной яблоневой аллеи, не будет вида из окна на Москву-реку.
Где любите гулять в Москве?
К сожалению, у меня нет совершенно никакой возможности вот так запросто прогуляться по Москве, потому что каждая вторая женщина, встреченная мной, захочет сфотографироваться, каждая третья попросит автограф, а каждая четвертая поинтересуется, хорошо ли она выглядит, и если нехорошо, то как ей попасть на «Модный приговор», где помогут стать элегантной и стильной. Словом, процесс прогулки затруднен моей популярностью. Я каждый день в дворике гуляю со своим черным мопсом, которого зовут Котик, встречаю иногда знаменитых соседей по Фрунзенской — Жанну Болотову, Ренату Литвинову, Вячеслава Манучарова, который, кстати, живет на Фрунзенской в знаменитом «доме свергнутых вождей».
«Каждая вторая женщина захочет сфотографироваться, каждая третья попросит автограф, а четвертая поинтересуется, как попасть на «Модный приговор»
Где вы чаще всего бываете в Москве?
В Останкино, где дважды в месяц по четыре дня подряд проходят съемки программы «Модный приговор», а также на ВДНХ, потому что сейчас там проходит уже вторая масштабная выставка из моей коллекции исторического костюма. Частенько бываю в антикварных и букинистических магазинах.
Самое красивое место города?
Переулки Пречистенки.
Любимый район?
Я очень любил Остоженку, я очень любил и люблю Пречистенку. Пречистенка не так пострадала от перемен, как Остоженка и многие московские переулки, как Чистые пруды и Патриаршие пруды — в них больше нет того шарма.
Ваш нелюбимый район в Москве?
Я не люблю то, что называется Москва-Сити.
У вас есть любимые рестораны в Москве?
Я чувствую себя прекрасно в самых разных заведениях: и в ресторане «Турандот» на Тверском бульваре, и в прекрасном и очень ностальгическом для меня ресторане Дома Актера, и даже в замечательной столовой «Урожай», которая находится на ВДНХ!
Есть ли место в Москве, в которое все время собираетесь, но никак не можете доехать?
Пока еще не успел добраться до Музея Ар-Деко на Лужнецкой набережной.
«Москва стала коммерческой и стеклопакетной, и в ней теперь нет шарма»
Что изменилось в Москве за последнее десятилетие? Какие из этих изменений вам нравятся, а какие — нет?
Москва стала очень коммерческой, очень обновленной, очень стеклопакетной, и в ней теперь нет шарма. Мне очень не нравится эта архитектурная какофония, когда старинные прекрасные постройки перемежаются с высоченными монстрами из стекла и бетона, в которых нет никакой эстетической составляющей. Здания XIX, начала XX века ветшают и рушатся, от них откалываются барельефы, но вместо того, чтобы сохранить их, реконструировать, отреставрировать, их накрывают пленкой с нарисованными окнами и сносят. К сожалению, это практика не только последнего десятилетия. А радует меня то, что центр немного почистили от невозможного количества рекламных растяжек и билбордов.
В чем для вас главное отличие москвичей и москвичек от жителей других городов?
Москва претендует на звание одного из самых модных городов мира. Самые свежие коллекции появляются здесь раньше, чем в Париже или Милане. Поэтому толпа на московских улицах сильно отличается от населения других европейских городов. Москвички очень интересуются модой, любят красиво одеваться, но не имеют собственного стиля. Европейки, наоборот, озабочены поиском индивидуального стиля, однако большинство по-прежнему ходит в простой, неприглядной одежде.
Расскажите о вашей выставке «Кино и мода…».
Она представляет собой уникальное собрание личных вещей, принадлежавших дивам отечественного кино. Альтернативы этой коллекции в нашей стране нет. Безусловно, существует прекрасный Театральный музей имени Бахрушина, но там экспонируются и хранятся театральные костюмы, тогда как вещи именно из реальной жизни позволяют нам понять, скольких трудов стоило советским актрисам выглядеть звездно в эпоху железного занавеса и тотального дефицита. Они были вынуждены перелицовывать старые вещи, шить платья из лоскутков, не имея возможности приобрести целый отрез ткани, перешивали дореволюционные платья своих бабушек, украшали свои бархатные платьица старинными вышивками, купленными с рук у московских старушек, о которых говорили — «из бывших»… Словом, выкручивались как могли. На выставке представлены уникальнейшие вещи, принадлежавшие актрисам, чьи гардеробы были полностью утеряны. Я имею в виду Любовь Орлову, Янину Жеймо, Веру Марецкую… В экспозиции также представлены платья, побывавшие на знаменитом Каннском кинофестивале. В одном из них блистала Клара Лучко, в другом — Людмила Целиковская.
Кто из актрис, чьи платья и аксессуары представлены на ВДНХ, больше всего повлиял на московскую моду тех лет? С кого москвички «срисовывали» свои наряды?
Одной из самых модных артисток советского кино с огромным гардеробом была Наталья Николаевна Фатеева, кстати, моя соседка по Фрунзенской набережной. Ее гардероб был поистине велик. Обшивалась она в основном в мастерских «Мосфильма» и Театра киноактера, выглядела очень стильно, обращала на себя внимание и была безусловным примером для подражания.
Выставка «Кино и мода. Платья знаменитых киноактрис из фонда Александра Васильева», до 14 августа ежедневно, кроме понедельника, 11:00–22:00, ВДНХ, павильон №64 «Оптика»