15 победителей Каннского фестиваля, которые изменили кино и нашу жизнь
За 70 лет жюри Канн нередко ошибалось. Но часто главную награду фестиваля получали картины, которые повлияли на развитие кино – и заодно на наши представления об искусстве и жизни.
1. «Сладкая жизнь» (1960)
Сейчас все знают этот шедевр Федерико Феллини как фильм, подаривший миру слово «папарацци» и одну из самых цитируемых сцен в истории кино – Анита Экберг и Марчелло Мастроянни в фонтане Треви. Но в 1960-м невиннейшая картина, в которой герой Мастроянни водит нас по новой, приходящей в себя после войны Италии, вызвала скандал и была осуждена в папской газете, а в Испании и вовсе запрещена к прокату вплоть до смерти диктатора Франко в 1975-м. Формально католиков разозлила сцена, отсылающая ко второму пришествию Христа. Но и сам фильм состоит из семи основных эпизодов, которые можно воспринять или как семь смертных грехов, или как семь дней творения. К счастью, жюри 13-х Канн оказалось менее консервативным и наградило «Сладкую жизнь» «Золотой пальмовой ветвью».
2. «Криминальное чтиво» (1994)
Сейчас не все это помнят, но победа бывшего клерка из видеопроката разделила кино на «до Квентина Тарантино» и «после». Именно тогда стало возможно, чтобы авторское кино было веселым, и наоборот; оказалось, что историю можно рассказывать в любом порядке, и герои одной истории могут вдруг попадать во вроде бы параллельную. После «Криминального чтива» появились десятки фильмов, которые менее талантливо обращались к тем же темам и использовали те же приемы, но было понятно: Тарантино не только первый, но и лучший (что он позже подтвердил двумя «Оскарами» за сценарии, в том числе и этого фильма). Но триумфальное шествие «Криминального чтива» началось именно с Канн.
3. «Летят журавли» (1958)
Такое высокое место в этом списке шедевра о Второй мировой Михаила Калатозова объясняется очень просто – это единственный советский фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь» за всю историю фестиваля. И это абсолютно заслуженная победа картины, которая нравится зрителям любой эпохи и национальности.