Брось свою работу, стань…
… хранителем родословных традиций.
Прежде чем основать «Проект Жизнь» — компанию по созданию мемуаров, генеалогических исследований и фотокниг о главных событиях жизни — 23-летняя Виктория Салтыкова сменила несколько сфер бизнеса: от авторских украшений до производства воздушных рекламных конструкций. Виктория рассказала Time Out, как решила заняться не самым очевидным бизнесом.
«Свой первый бизнес я запустила в 2012 году, когда еще училась на втором курсе Финансового университета при Правительстве РФ. Я выбрала направление с минимальными вложениями и создала марку handmade бижутерии. На 20 тысяч рублей купила в «Севастопольском» бусин и полудрагоценных камней у индусов. Поначалу все делала сама: собирала бусы, смастерила сайт на шаблонном агрегаторе за 5 тысяч рублей и продавала через него. Дальше начали подключаться люди. Я тогда жила в общежитии в Бибирево, и вся общага девочек работала на меня: за 15 рублей делали мне браслеты. Затем я договорилась с большими сетями вроде «Аметист» и To Be Queen, о распространении моих украшений через них. В итоге из маленького отвязного бизнеса мой Le Petit BonBon превратился в прибыльное дело с минимальной маржой и затратами. Уже через два месяца своей деятельности я впервые купила авиабилеты на собственные деньги и улетела на Кубу.
После Le Petit BonBon мне хотелось попробовать себя в более крупном бизнесе. Им стал «ВозКон» — компания по наружной рекламе на надувных рекламных конструкциях. Это был настоящий «мужской» бизнес с профессиональным подходом, а среди наших клиентов числились «Газпром» и «Лукойл». Примерно в это же время мне сделали предложение возглавить направление кураторства в крупнейшем российском сообществе предпринимателей «Бизнес молодость». Это был невероятно интересный жизненный опыт. Каждые два месяца потоки из тысячи людей, деньги и люди совсем иного уровня. В мои обязанности входил тренинг самих кураторов, создание методики кураторства, развитие кураторства в регионах. Я ездила с выступлениями в Киев, в Минск, Прагу, Ростов-на-Дону, Барнаул и другие города. В Москве регулярно выступала перед аудиториями в несколько тысяч человек.
После ухода из «Бизнес молодости» я решила снова начать свое дело с нуля и понимала, что оно должно быть красивым, масштабным и полезным. Чтобы оно говорило обо мне как о личности. Изначально возникла идея создать консьерж-сервис. Однако покопавшись в теме, я поняла, что даже с моими накопленными сбережениями и амбициями войти в эту среду будет практически невозможно. Поэтому решила начать с более узкого сегмента — консьерж-службы для пожилых людей. Одной из идей было написание мемуаров для клиентов. Предоставить людям возможность передать накопленный жизненный опыт будущим поколениям в виде книги — эта мысль пронзила меня до глубины души. Так возник «Проект Жизнь».
Начинать было очень тяжело. Все знакомые и друзья говорили мне: «Вика, только псих может вкладываться в такую идею». Никто из них не понимал, как можно зарабатывать на ценностных вещах. Изначально даже считали, что это социальная деятельность, а не коммерческий проект. На старт у меня было несколько миллионов рублей — все они ушли в развитие.
Я осознала значимость проекта во время выполнения первого же заказа. Мы приехали на дом к замечательной женщине 88 лет — маме четверых детей, бабушки шестнадцати внуков и двадцати семи правнуков. Как раз во время интервью, происходившего в присутствии членов семьи и нашей команды (журналист, фотограф, видеооператор, куратор проекта), меня поразила ценность того, что мы делаем. По глазам внуков и детей было заметно, насколько важным для них был этот момент. Как оказалось, это был также особенный опыт и для самой героини — часто таким людям просто не с кем поделиться своей историей.
После завершения первой книги мемуаров мне быстро стали поступать схожие запросы. Оказалось, что поле для работы гораздо обширнее, чем я думала. Людей интересует не только услуга бережного сохранения памяти о жизни человека в одной книге. Многих клиентов привлекает возможность узнать историю своего рода и зафиксировать ключевые даты и события своей жизни для детей и семьи. Так в проекте появились еще два направления: генеалогия (в том числе и ДНК-генеалогия) и описание событий жизни.
Наши услуги недешевые ввиду высокой себестоимости продукта и уровня погружения в каждый проект (издание мемуаров стоит от 70 000 р., генеалогическое исследование — от 140 000 р.). Позволить себе это могут либо люди обеспеченные, либо те, кто четко понимает ценность такого вида услуг и искренне этого желает.
За полгода мы очень сильно выросли: в плане продаж, в плане ценностного наполнения контента, в плане упаковки бизнеса и уровня клиентов. Мы уже завершили десять проектов, еще столько же ожидают своего выполнения. То же касается и команды: она обновляется уже четвертый раз, и уверена, что не последний. Ведь чем больше растет проект, тем более сильные люди приходят. Считаю, что абсолютно верно сделала все шаги.
В «Проекте Жизнь», как мне кажется, удачно сошлись благородные стремления и бизнес. Сама идея — формирование культуры уважения к своей истории, роду и истории народа — обладает очень правильной ценностью. А когда ты занимаешься правильным делом, тебе помогает весь мир».