Лучшие фильмы Московского кинофестиваля
На главный кинофестиваль в стране, который открывается 23 июня, традиционно привезли десятки хитов Канн, Венеции и Берлина, архивную классику со всего мира и конкурсные редкости. Time Out выбирает лучшее в необъятной программе ММКФ-2016.
«Ке-ды», фильм открытия, режиссер Сергей Соловьев
ММКФ откроется новым фильмом одного из немногих отечественных классиков, которому удалось в последние пару десятилетий не выжить из ума. «Ке-ды» продолжают те поэтичные исследования современной молодежи, какими Соловьев занимается более-менее всю карьеру. По состоянию на 2016 год в подкорке сознания типового подростка, собирающегося, как когда-то герои «Спасателя» и «Нежного возраста», в армию, обнаруживаются Донбасс и неразрешимые противоречия между тягой к материальным ценностям и врожденным романтизмом.
28 июня, 21:30, «Пионер»
«Светская жизнь» (Café Society), фильм закрытия, режиссер Вуди Аллен
Незадолго до выхода в широкий прокат новая лента Вуди Аллена закроет ММКФ – через полтора месяца после того, как она открывала главный фестиваль на планете, Каннский. Там «Светской жизнью» не все остались довольны, а зря – это поздний Аллен в лучшем виде: подрывное, подразумевающее скорее современную Америку, чем 1930-е, ретро, лав-стори между героями Джесси Айзенберга и Кристен Стюарт, за которой кроется вселенская печаль и почти рекордное даже по алленовским меркам число шуток на еврейскую тему.
30 июня, 19:00, «Октябрь»
«Мари и неудачники» (Marie et les naufrages), основной конкурс, режиссер Себастьен Бетбедер
Конкурсную программу ММКФ принято ругать за отсутствие громких имен и по-настоящему больших фильмов – но пытливый (то есть настоящий) зритель всегда найдет в ней что-нибудь стоящее внимания, в этом году – особенно. Например, покажут новую картину француза Себастьена Бетбедера, завсегдатая авангардной каннской программы Acid, – немного сюрреалистическую комедию о богемном любовном треугольнике, который образуют неуверенная в себе парижанка и двое ее возлюбленных, писатель и журналист.
24 июня, 16:15; 25 июня, 16:15, «Октябрь»
«Память забвения» (Quase memoria), основной конкурс, режиссер Руй Герра
Классик португалоязычного кино Руй Герра снимал в Мозамбике, Португалии, Бразилии и Мексике, получал призы Берлинале и других крупнейших фестивалей еще в 1960-х – и в 85-летнем возрасте сохраняет редкую и в сравнении с куда более молодыми коллегами готовность экспериментировать с языком кино. Доказательство – эта сталкивающая в одном кадре две, юную и пожилую, ипостаси одного героя, пытающегося понять, что для него значил собственный отец.
28 июня, 18:00; 29 июня, 17:00, «Октябрь»
«Винер» (Wiener), документальный конкурс, режиссеры Элиз Стейнберг и Джош Кригман
Пожалуй, главная американская документалка года – тем более интересная, что в свет она выходит на фоне президентской избирательной компании. Энтони Винер в свое время из-за секс-скандала лишился кресла конгрессмена, а когда взялся участвовать в выборах мэра Нью-Йорка, позвал запечатлеть свое восстание из политического пепла даже документалистов. Тем, впрочем, удалось заснять историю не феникса, но парии – в разгар гонки Винер попал в новый, уже фатальный скандал с секстингом. Комедия с трагедией в одном флаконе, снятые с редкой степенью приближения к коллапсу.
29 июня, 18:15, «Октябрь»;
30 июня, 17:00, Центр документального кино
«На перепутье: Марина Абрамович и Бразилия» (Espaço Além – Marina Abramović e o Brasil), документальный конкурс, режиссер Марко дель Фьоль
Несколько лет назад отличная документалка о Марине Абрамович «В присутствии художника» даже выходила в российский прокат, но как доказывает эта новая картина о великой перформансистке, Абрамович – фигура такого масштаба, что кино легко может возвращаться к ней без риска наскучить или удариться в повторы. Марко дель Фьоль снимает, будто в жанре роуд-муви, путешествие Абрамович по Бразилии в поисках духовных практик, которые могли бы помочь ей в создании новых проектов, – а получает портрет художника в стадии переосмысления себя.
24 июня, 19:00, «Октябрь»;
26 июня, 17:00, Центр документального кино
«Гений» (Genius), спецпоказы, режиссер Майкл Грандадж
Как демонстрирует в своем дебютном фильме Майкл Грандадж, умный режиссер способен снять мощный и тревожный триллер, даже если тот посвящен такой специфической профессии, как литредактура. Колин Ферт играет в «Гении» великого редактора Макса Перкинса, в свое время первым оценившего Хемингуэя и Фицджеральда, а здесь пытающегося совладать с даром и нервами Томаса Вулфа (Джуд Лоу) – к неудовольствию собственной супруги, подозревающей мужа в слишком близкой связи с новым талантом.
27 июня, 22:00, «Октябрь»
«Капитан Фантастик» (Captain Fantastic), спецпоказы, режиссер Мэтт Росс
Один из лучших фильмов Каннского фестиваля вскоре должен выйти в широкий прокат, но он стоит и того, чтобы не ждать несколько лишних месяцев. В центре фильма Мэтта Росса – по воле отца (Вигго Мортенсен) изолировавшая себя от цивилизации многодетная семья, до поры до времени прекрасно живущая в лесах американского Северо-Запада. Выход в мир, как водится, неизбежен – и трансформирует это обаятельное кино в эффектную трагикомедию о семейных узах и степенях внутренней свободы.
24 июня, 22:15; 26 июня, 13:30, «Октябрь»;
29 июня, 21:45, «Летний Пионер в Парке Горького»
«Море в огне» (Fuocoammare), программа «Европейская эйфория», режиссер Джанфранко Рози
Джанфранко Рози в последнее время собирает главные призы всех крупнейших фестивалей: его «Священная римская кольцевая» победила в Венеции, а «Море в огне» зимой взяло «Золотого медведя» в Берлине. Но если «Римская кольцевая», по-хорошему, страдала от существенной нехватки какой-либо единой темы для зарисовок столичной окраины, то злободневное «Море в огне», повествующее о буднях острова Лампедуза, главного перевалочного пункта следующих в Европу из Африки беженцев, напротив, лаконично и сокрушительно.
24 июня, 21:30, «Октябрь»
«В тихом омуте» (Ma loute), программа «Европейская эйфория», режиссер Брюно Дюмон
Брюно Дюмон, еще пять-десять лет назад числившийся главным во французском кино специалистом по притчам о соприкосновении божественного и уродливого, теперь стал завзятым комедиографом. Его при этом вроде бы волнуют те же темы – инцестуальный яд семей, треск по швам классовой системы, забытые богом нормандские пейзажи, – но теперь они складываются в тотальный фарс, где звезды уровня Жюльетт Бинош, Фабриса Лукини и Валерии Бруни Тедески отчаянно кривляются, визжат и чуть ли не левитируют.
28 июня, 23:59, «Октябрь»
«Сьераневада» (Sieranevada), программа «8 ½ фильмов», режиссер Кристи Пуйю
Самый вдумчивый и изобретательный из флагманов новой румынской волны Кристи Пуйю не подводит и в своем новом фильме, который недавно только по какому-то недоразумению остался без приза в Каннах. Три часа «Сьераневады», за которые камера и члены одной большой бухарестской семьи почти не покидают пределов квартиры, где поминают покойного отца семейства, складываются в увлекательную, полную абсурда и боли панораму румынской… да что там, любой жизни, сотканной из противоречий и систем противовесов.
28 июня, 19:00; 29 июня, 22:00, «Октябрь»
«Тони Эрдманн» (Toni Erdmann), программа «8 ½ фильмов», режиссер Марен Аде
Вообще семья – и прилагающиеся к ней в комплекте крылья единства и оковы предрассудков – судя по всему, главная тема в актуальном мировом кино 2016 года. Немка Марен Аде, как и Пуйю, исключительно хорошо принятая в Каннах (и тоже оставшаяся без наград), берет грошовую (по идее) историю отца, взявшегося с помощью вставных клыков и элементарной издевательской буффонады с переодеваниями оживить унылую офисную жизнь погрузившейся в корпоративный мир дочери, и снимает настоящую абсурдистскую эпопею.
25 июня, 23:00, «Октябрь»
«Аттестат зрелости» (Bacalaureat), программа «8 ½ фильмов», режиссер Кристиан Мунджиу
В отличие от своего соотечественника Пуйю, предпочитающего в кино панорамный охват и тем, и эмоций, Мунджиу – режиссер одной, но выжатой до предела эмоции. Таким был самый знаменитый его фильм – выигравшие в Каннах «4 месяца, 3 недели и 2 дня», таков, в сущности, и «Аттестат зрелости». Мунджиу здесь постепенно сгущает тучи вокруг добропорядочного провинциального врача, который с помощью связей решает помочь дочке-выпускнице добиться нужного результата на экзаменах, – пока обыденная действительность не оборачивается адом на земле.
24 июня, 18:30, «Октябрь»;
28 июня, 21:45, «Летний Пионер в Парке Горького»
«Бесконечная поэзия» (Poesia sin fin), программа «Фильмы, которых здесь не было», режиссер Алехандро Ходоровски
Чилийский гений Ходоровски не снимал почти 15 лет, чтобы несколько назад взяться за многочастную автобиографию – начатую повествовавшим о детстве режиссера «Танцем реальности», а теперь продолженную «Бесконечной поэзией», рассказывающей уже о его отрочестве. Впрочем, надо понимать, что подразумевает под мемуарами этот старый лис – виртуозное и сумасбродное перекрещение фактов биографии и доведенного до фарса вымысла, правду не буквальную, но эмоциональную.
25 июня, 20:00, «Октябрь»;
30 июня, 21:30, Центр документального кино
«Колыбельная печальной тайне» (Hele sa hiwagang hapis), программа «Секс, еда, культура, смерть», режисеер Лав Диас
Негласный статус самого серьезного киноманского испытания на ММКФ в этом году безусловно принадлежит новой картине филиппинца Лава Диаса – которая, в лучших традициях культового режиссера, длится восемь с небольшим часов. Понятно, чего Диас добивается в этой истории, очень условно рассказывающей о телесном и духовном грузе Филиппинской революции 1896 года: заставить зрителя забыть обо всех своих представлениях о том, что такое время в кино, наделить его новой чувственной оптикой. Учитывая хронометраж, такая кинореволюция неизбежна.
25 июня, 14:00, «Октябрь»
«Стоять прямо» (Rester vertical), программа «Секс, еда, культура, смерть», режиссер Ален Гироди
Хватает фильмов о сорванном дедлайне, но настолько причудливого – и обворожительного – как новая картина автора гей-триллера «Незнакомец у озера» Алена Гироди, вы вряд ли увидите. В начале фильма сценарист Лео по телефону просит продюсера прислать аванс, а уже на пятнадцатой минуте обрюхатит нелюдимую пастушку, останется с ребенком на руках – и будет динамить срок сдачи сценария все сильнее и сильнее, пока его жизнь не превратится в бредовый анекдот, тотальную и уморительную комедию краха маскулинности.
26 июня, 23:59; 30 июня, 00:30, «Октябрь»
«План Мэгги» (Maggie’s Plan), программа «Время женщин», режиссер Ребекка Миллер
На любом нормальном фестивале должен быть фильм с Гретой Гервиг в главной роли, и в этом смысле ММКФ тоже не разочаровывает. Главная дива американского инди-кино играет центральную роль – и, среди прочего, уводит Итана Хоука у Джулианны Мур – в трагикомедии Ребекки Миллер (дочери Артура Миллера, между прочим) о том, какой нелепостью, бывает, оборачиваются попытки целеустремленных женщин построить жизнь по заготовленному плану.
24 июня, 21:30, «Октябрь»;
26 июня, 19:30, Центр документального кино
«Куда бы еще вторгнуться» (Where to Invade Next), программа «Свободная мысль», режиссер Майкл Мур
Новый фильм провокатора от документалистики Майкла Мура уже названием намекает на критику внешней политики США – но это, как водится у Мура, именно что провокация для привлечения внимания. На деле жовиальный режиссер здесь ищет изъяны в американской политике внутренней, а заодно и способы их исправить.
29 июня, 21:15, «Октябрь»
Программа «Посвящение Ульрике Оттингер»
А вот и режиссер, по смелости и авангардности своих воззрений в области кино и антропологии способный посоревноваться даже с Лавом Диасом. Более того, немке Ульрике Оттингер, которая вошла в состав жюри документального конкурса ММКФ, на фестивале посвящена отдельная ретроспектива. Фильмы Оттингер почти всегда являются не тем, чем кажутся. Ее игровые картины выглядят комедиями, пока под буффонадой не проступает почти брехтовская ярость, документалки же, напротив, издевательски размывают грань правдоподобия и пользуются зрительским доверием, чтобы увести на территорию неизведанного.
Программа «Корея и современность. Фильмы Ли Чжун Ика»
Вряд ли сейчас есть национальная кинематография, более передовая, чем южнокорейская – которая и с жанровыми проектами часто справляется на зависть Голливуду, и в авторском кино неутомимо исследует пограничные зоны бытия. Не самый известный у нас в сравнении с соотечественниками Ли Чжун Ик работает на стыке мейнстрима и искусства – и с легкостью переключается между костюмными и злободневными сюжетами. Самой громкой его работой остается блокбастер десятилетней давности «Король и шут», но не меньшего внимания заслуживают и проникновенная, жесткая «Надежда», и исторический эпос «Трон».