Три выставки, которые нужно посмотреть в ММОМА на Гоголевском
Придумать средство от прокрастинации, объявить себя «новыми тупыми» и вернуться в школу – авторы летних выставок в Московском музее современного искусства, кажется, способны на все.
Молодые художники под руководством куратора Маши Булатовой размышляют о повальной страсти к откладыванию дел, методах борьбы с ней – и предлагают еще десятки способов, чем и как можно себя занять, чтобы все-таки не работать.
Вик Лащенов, например, в своем видео советует научиться бриться, чесать глаза и чистить уши, не пользуясь руками. Любовь Саутина в серии фотографий предлагает еще раз разложить и переразложить все вещи в комнате, а Иван и Светлана Воронцовы-Вельяминовы – просто поразмыслить о том, на какой день можно отложить все дела. Может быть, на завтра?
До 24 июля
Школы современного искусства в Москве можно пересчитать по пальцам одной руки. Одной из них – «Свободным мастерским» – в этом году исполнилось 25 лет, и отмечают это событие выставкой работ студентов за всю четверть века и их преподавателей.
Среди авторов – множество первых лиц российского современного искусства. Аня Желудь, номинант премии Кандинского, представила в ММОМА железные скульптуры, повторяющие очертания предметов мебели, Владислав Ефимов показал «Живой уголок» – композиции из фрагментов разрушенных деревянных домов, посвященные актуальной сейчас теме сохранения культурных и архитектурных памятников. Владимир Потапов выставил полотна, в которых на классические сюжеты иронично наложены всплывающие окна Windows, а Мария Сафронова аккуратно зафиксировала в живописи сцены из жизни пациентов психиатрических клиник.
До 4 сентября
Одно из главных петербургских художественных движений конца ХХ века, «Товарищество Новые Тупые» существовало с 1996-го по 2002-й и все это время проповедовало идею полного слияния жизни и искусства. Главных их жанром стали перформансы: за шесть лет «Товарищество» провело их больше 70. Документация многих не сохранилась, но специально к выставке художники воспроизвели некоторые акции.
«Товарищество» в разное время включало в себя до восьми участников (Вадим Флягин, Владимир Козин, Игорь Панин, Сергей Спирихин, Инга Нагель, Александр Ляшко, Олег Хвостов и Максим Райскин). Они заигрывали с футуристическими практиками начала ХХ века, а также с традицией петербургского юродства. При этом «Тупые» были не просто группой эксцентриков, а художественной силой, которая смогла очень точно выразить свое время и место – то есть абсурд петербургской художественной жизни конца 1990-х.
До 28 августа