Театральную премию «Хрустальная Турандот» вручили в 25-й раз
Церемония прошла вчера вечером в Театре имени Вахтангова.
25 – серьезный возраст: кто только не становился обладателем статуэтки за эти годы. На этот раз церемония была построена на отношениях Турандот (Екатерина Гусева) и свахи, то есть «сваха», как называл себя артист Малого театра Василий Бочкарев, одетый в вишневый цилиндр и фрак с цветами и весьма остроумно справлявшийся со своими обязанностями ведущего. Бочкарев представлял лауреатов для Турандот и публики, капризная принцесса отвергала их в качестве женихов, зато щедро оделяла статуэтками за лучшие, на ее взгляд, театральные работы.
Напомним, что «Турандот» – первая независимая негосударственная театральная премия, учрежденная в 1991 году продюсером и режиссером Борисом Беленьким. То есть премия, учрежденная одним человеком, который, соответственно, имеет полное право вручать ее тому, кому сочтет нужным. Можно ли считать такую премию отражением ситуации в театральном обществе? В какой-то степени. И если еще недавно консервативная китайская Принцесса изредка обращала взгляд на актуальную режиссуру (два года назад премию получил Кирилл Серебренников за спектакль «Мертвые души», а год назад – Олег Табаков за роль в спектакле Константина Богомолова «Юбилей ювелира» и Мария Миронова за роль в его же «Борисе Годунове»), то в этом году ничего «такого» Турандот себе не позволила. Хотя оба названных режиссера выпустили по два спектакля, а на театральном горизонте появилось еще несколько весьма интересных имен.
Как и все последние годы, церемония проходила на сцене Театра имени Вахтангова. И на этот раз лауреатами стали сразу трое вахтанговцев:
– премию «За честь, достоинство и беззаветное служение театру» получил Василий Лановой, проработавший 60 лет на одной сцене;
– премию за лучшую женскую роль сезона получила Евгения Крегжде – Катерина в «Грозе» (на фото), выпущенной Уланбеком Баялиевым на малой сцене театра;
– премию за лучшую мужскую роль получил Владимир Симонов, Минетти в одноименном спектакле по пьесе Томаса Бернхардта, поставленном Римасом Туминасом на той же сцене.
Обладателем хрустальной статуэтки с формулировкой «за долголетнее служение театру и безупречную организацию процесса» стал директор «Ленкома» Марк Варшавер, уже сорок лет организующий процесс для Марка Захарова.
Лучшим художником назван мэтр Сергей Бархин, получивший «Турандот» уже в четвертый раз: в этом году – за оформление спектакля Генриэтты Яновской «Плешивый Амур». Логично, что лучшим спектаклем сезона при таком раскладе стал сам «Плешивый Амур», поставленный руководительницей ТЮЗа по неизданному тексту Евгения Попова, сорок лет пролежавшему «в столе».
Что касается приза за режиссуру сезона, то тут «Турандот» все же позволила себе небольшую вольность – статуэтку вручили худруку Театра имени Пушкина Евгению Писареву за «Дом, который построил Свифт». Премию вручал Марк Захаров – для него Григорий Горин когда-то и написал пьесу о жизни Джонатана Свифта, в которой консервативная Англия XVIII века оказалась слишком похожа на позднесоветские реалии. «Мне не удалось поставить это в театре, я сунулся в телевизионное кино. Вы оплатили этот долг вместо меня», – сказал Марк Захаров Евгению Писареву. Словом, новая режиссура все же существует. Даже по версии принцессы Турандот.