Французские романтические фильмы — что посмотреть?
Традиционно считается, что французы как никто разбираются в любви. Что может быть романтичнее, чем первая встреча у Эйфелевой башни? Что может быть горячее, чем настоящий французский поцелуй? Французские любовные фильмы всегда трогают за душу, будоражат воображение, становятся идеальным дополнением романтического свидания. Time Out представляет свой список романтического кино для двоих.
Париж – Манхэттен (реж. Софи Леллуш, 2012)
Французская романтическая комедия повествует о фанатке Вуди Аллена, которая однажды повстречала своего кумира. Режиссеру Софи Леллуш удалось заманить в пару эпизодов мужчину своей мечты: в роли Вуди Аллена снялся сам Вуди Аллен. Главная героиня работает в аптеке, но только вместо лекарств снабжает покупателей тем или иным фильмом Вуди Аллена. Девушка считает, что рецепты мэтра подходят на все случаи жизни. К своей радости она однажды случайно встречает своего кумира перед знаменитой гостиницей Plaza Athenee в Париже. Дальше, как говорится, нужно смотреть.
Любовь с препятствиями (реж. Джеймс Ют, 2012)
Софи Марсо и Гад Эльмалех неплохо смотрятся вместе на протяжении классической, по формуле, французской романтической комедии. Как и всегда действие происходит в городе влюбленных.
Пианист Саша (Гад Эльмалех) ведет жизнь плейбоя и бонвивана, этакого Генсбура-лайт. Шарлотта (Софи Марсо) дважды разведена и теперь старается сосредоточиться на детях. Впрочем, стоит двоим оказаться рядом во время проливного дождя, как прежние привычки отходят на второй план. Вот и режиссер Джеймс Хат, который раньше специализировался на радикально эксцентрических комедиях («Неуловимый Люк», «Брис Великолепный»), кажется, с головой уходит здесь в открыточно-стереотипный ромком. От всех прочих фильмов со схожими названиями и Парижем как местом действия «Любовь с препятствиями» отличают разве что диснеевские «Коты-аристократы» в качестве вдохновителя. Мультфильм цитируется здесь неоднократно и с любовью.
Артист (Мишель Хазанавичус, 2011)
Французская черно-белая лента, которая взяла премию «Оскар» за лучший фильм. Это бесхитростная романтическая комедия, но при этом изящно стилизованная под кинематограф 20-х.
Джордж Валентин (Жан Дюжардан) — звезда немого Голливуда конца 20-х. Он знаменит, статен, а с его широкой улыбкой по очаровательности может сравниться лишь всюду сопровождающий его терьер. Но с приходом в кино звука Джордж стремительно выпадает из контекста, оказываясь не в силах преодолеть гордыню и верность традициям. И вот на всех постерах уже красуется бывшая статистка Пеппи Миллер (Беренис Бежо), которую, по иронии судьбы, именно Джордж буквально втащил на олимп. У бывшего же любимца публики в век говорящего кино не остается ничего, кроме маленькой собачки и километров бесхозного целлулоида.
«Артист», понятно, снят, чтобы всем нравиться. Комедиограф Мишель Хазанавичус интуитивно, хоть и со знанием дела, собирает в своем фильме то, за что он (а вслед за ним и все мы) так любит классический Голливуд. Улыбчивые пластичные самцы с сутенерскими усиками, легкомысленные старлетки с нарисованными мушками, престарелые камердинеры с особой статью, сообразительные собачки (почему для терьера Угги не придумали оскаровскую номинацию?). С особенным пылом Хазанавичус представляет собирательный образ ушлого студийного босса в лице Джона Гудмана. Причем нетрудно заметить, что за 90 лет образ этот ничуть не изменился: киноискусство эволюционировало и мутировало, а продюсеры все так же хватаются за инновационные технологии, пытаются заработать на ровном месте и читают Variety за завтраком. Расскажи Хазанавичус ту же самую историю в цвете и звуке, едва ли она вызвала бы столь всесокрушающую резонансную волну. Это ведь, если подумать, всего лишь простенький ромком — да, его действие происходит в Голливуде, но о закулисной жизни фабрики грез нам в свое время уже достаточно поведали Уайлдер, Богданович, Олтман и Вуди Аллен.
Но история, в конечном итоге, не так важна, когда перед нами феерия формы — а ее Хазанавичус чувствует почти идеально. Черно-белое немое кино о черно-белом немом кино — полтора часа чистого счастья. Фильм, безусловно, входит в любой топ «Романтические фильмы о любви», зарубежные бриллианты.
Амели (Жан-Пьер Жене, 2001)
Романтическая сказка о юной парижанке Амели, которая входит во все списки лучших фильмов про любовь. Звездная роль Одри Тоту. Это трогательная история странноватой, но очень симпатичной девушки (Тоту), которая весело и с выдумкой улучшает мир как может. Яркая и красивая сказка Жене получила пять номинаций на «Оскар» и три французских «Сезара». И главное — моментально сделала Тоту и композитора фильма Яна Тирсена звездами.
Суперстар (Ксавье Джанноли, 2012)
Французская комедия, повторяющая сюжет одной из новелл алленовских «Римских приключений». Вместо Бениньи здесь Кад Мерад, а вместо легкой сатиры на медиа — полноценный театр абсурда, приобретающий отчетливо постапокалиптический характер.
Мартен Казански (Кад Мерад) — одинокий сорокалетний сотрудник фабрики по переработке компьютерной техники, или, проще говоря, никто. Жить в безвестности Мартену, в сущности, не в тягость, вот только грядут перемены. Начнутся они, когда его, едущего на работу в метро, вдруг начнут фотографировать незнакомые люди. Вскоре Казански станет звездой YouTube, а еще чуть позже попадет на ТВ.
Любовь (Гаспар Ноэ, 2015)
Один из лучших фильмов о любви 2015 года — эротическая мелодрама Гаспара Ноэ о том, что делает людей людьми. «Любовь» не боится ни секса, ни сантиментов, ни клише, ни 3D — и учит ничего не бояться и зрителей.
«Что я вчера принял? Зачем?» — задается вопросом чуть потрепанный, утомленный юноша по имени Мерфи (Карл Глусман). Идет 1 января, голова гудит, на заднем фоне орет малолетний сын и недовольно хмурится его блондинка-мать. Один пропущенный звонок и одна таблетка опиума — и первый день нового года станет для Мерфи трипом по волнам собственной памяти. Памяти, в которой нет ничего, кроме Электры (Аоми Муйок), главной любви его недолгой жизни, задорной парижской художницы с щербинкой в зубах, шикарным телом и буйным нравом. Вместе они попробовали все – от секса в свингерском клубе до айяуаски – и все это увидит и зритель «Любви»: Гаспар Ноэ не из тех режиссеров, кто будет стыдливо уходить в затемнение на постельных сценах.
Эта авторская смелость, желание Ноэ снять честное, беззастенчивое кино о романтической одержимости, стоила «Любви» полноценного российского проката – фильм в России показывали на протяжении всего трех дней. Это и правда один из лучших фильмов 2015 года, зрелище, не похожее ни на что другое. Дело даже не в откровенности и протяженности эротических сцен – в них самих по себе нет ничего сенсационного: секс и секс; поразит он только ханжей и девственников. Поразительнее другое. И постельные игры героев Ноэ, и их подчеркнуто глуповатые диалоги и поступки (режиссер не стесняется иронизировать над собственными персонажами – как и над собой), и их банальные, в сущности, любовные переживания достигают цели – работают, провоцируя даже не сопереживание, но узнавание.
Именно это узнавание – то, чего Ноэ добивается в «Любви», как и в остальных своих картинах. К тому же стремится более-менее любое кино – но отличие фильмов французского аргентинца в глубине, в уровне проникновения зрителя во внутренний мир персонажа. Если скользить по поверхности «Любви», смотреть ее отстраненно, она может казаться нагромождением банальностей – от темы до метода (Ноэ создает в кадре почти туннельный эффект, имитируя зацикленное на воспоминаниях сознание героя, для того же ему нужно и 3D). Стоит, впрочем, послушаться режиссера и примерить эти банальности на себя (что происходит автоматически, если фильму довериться) – как клише вдруг оживают, наливаются «кровью, слезами и спермой», если пользоваться словами Мерфи.
Ноэ делает великую вещь – сначала показывает зрителю банальность его собственных чувств, затем позволяет над ними посмеяться, чтобы ближе к финалу вдруг оглушить осознанием: банальны не его герои, а все люди в принципе. И именно эта банальность, которая, конечно, не что иное, как универсальность вынесенного в заголовок этого фильма чувства, делает нас людьми. «Любовь» – не арт-порно и даже не слишком откровенная мелодрама, а гимн человечеству, замечательный тем, что он не боится никаких проявлениях людского – включая неприглядную для кого-то телесность и невыносимую для других сентиментальность. Не бойтесь и вы.