Лучшие исторические мелодрамы
Исторический фон добавляет правдоподобия любой мелодраме о чувствах и страстях персонажей. Узнавать о том, как любили не просто люди, а реальные исторические персоны, всегда волнующе и интересно. Исторические мелодрамы своими роскошными костюмами и антуражем заставляют нас взглянуть сквозь время. Time Out представляет лучшие исторические драмы и мелодрамы, снятые американскими и европейскими режиссерами.
Троя (реж. Вольфганг Петерсен, 2004)
Знаменитая американская мелодрама с великолепными актерами. История человечества состоит из войн. Люди воевали ради власти, ради богатства и славы. Иногда люди воевали ради любви. В древней Греции страсть, вспыхнувшая между Парисом, наследным принцем Трои, и Еленой, королевой Спарты, положила начало войне, чуть не уничтожившей цивилизацию. Парис крадет Елену у её законного мужа, Менелая — такие обиды не прощаются. За честь Менелая вступается его брат, микенский царь Агамемнон, вокруг которого сплотились все народы Греции. Их цель — вернуть прекрасную Елену. Сам же Агамемнон затаил в душе другой умысел: получив под свою руку Трою, он окончательно утвердит подавляющее превосходство своей обширной империи. Однако окруженная мощными стенами, защищаемая армией, которой руководит царь Приам, а возглавляет могучий боец Гектор, Троя не сдастся просто так. Одержать победу над этой цитаделью может лишь один человек — Ахилл, величайший на свете воин. Высокомерный, своенравный и кажущийся неуязвимым Ахилл не зависит ни от кого и заботится только о своей триумфальной известности. Жажда славы толкает его к воротам Трои, но лишь любовь решит его судьбу. Два мира сойдутся в смертельной схватке. Тысячи бойцов падут на поле брани. Целый народ будет уничтожен ради любви.
Клеопатра (реж. Джозеф Лео Манкевич, Рубен Мамулян, Дэррил Ф. Занук, 1963)
Классический голливудский фильм Джозефа Манкевича, который входит в любой топ лучших кинофильмов Великобритании, снятых в жанре «мелодрама». Одна из наиболее известных работ актерской пары: Элизабет Тейлор и Ричарда Бартона. Прекрасная Клеопатра, знаменитая царица Египта, готова на все ради сохранения величия своего народа. Соблазняя великих правителей Рима — Цезаря, Марка Антония — она мечтает об объединении Египта и Рима в одну большую империю.
Холодная гора (реж. Лукас Блэк, 2003)
Одна из лучших зарубежных мелодрам про любовь на историческом фоне. Кровавый период Гражданской войны в США: американский конфедерат Инман пытается добраться с линии фронта домой, в Холодную Гору (штат Северная Каролина), где оставил свою возлюбленную Аду. Ада пытается выжить одна в разоренном тылу. На помощь ей приходит бродяжка Руби, которая учит светскую барышню азам ведения хозяйства.
Отверженные (реж. Том Хупер, 2012)
Экранизация мюзикла по роману Виктора Гюго с поющими Энн Хэтэуэй, Хью Джекманом и Расселом Кроу — драма человеческих судеб в период Парижского восстания 1832 года. Фильм получил «Золотой глобус» и был номинирован на восемь премий «Оскар». Из всех супермюзиклов 80-х «Отверженные» — не такие глупые, как «Кошки», более актуальные, чем «Фараон» — почитаются бродвейскими завсегдатаями сильнее прочих. Случалось даже слышать компетентное мнение о том, что вот оно — редкое произведение искусства в ярмарочном жанре мюзикла. Подавленный бунт французского студенчества, мол, служит универсальной метафорой гибели ради идеалов, а фантастические повороты придуманного Виктором Гюго сюжета уравновешиваются лузерской балладой «I Dreamed A Dream». О серьезном искусстве в случае экранизации — этого многомиллионного колосса, получившегося у Тома Хупера, — речь, впрочем, не идет. За одним исключением — как раз связанным с исполнением вышеупомянутой песни. Энн Хэтэуэй в роли павшей на жизненное дно Фантины сокрушительна — и пока она вживую вытягивает прославленные Сьюзан Бойл слова, ее голос дрожит от боли и ярости. Одним этим эпизодом «Отверженные» оправдывают свое существование и доказывают свое место в любом топе кинофильмов США, снятых в жанре «мелодрама».
МЫ. Верим в любовь (реж. Мадонна, 2011)
В исторической мелодраме Мадонны переплетаются между собой две эпохи и две любви. История американки из прошлого века помогает жительнице современного Манхэттена заполнить отсутствие любви в собственном браке.
История американской разведенки Уоллис Симпсон, британского монарха Эдуарда «Дэвида» Виндзорского и его отречения от престола ради свадьбы с Симпсон блистает нарядами, держит марку и на удивление держит ритм. Параллельно с круговоротом вечеринок, интриг и романов (именно так Мадонна видит 1930-е) развивается история Уолли и Уильяма, богатой пары из Нью-Йорка конца 1990-х, посещающей распродажу имущества Симпсон. И снова она американка, а он британец — и его грубость вместе с изменами заставляют ее искать утешения в фантазиях об Уоллис и симпатии к служащему на аукционе охраннику (поклоннику Рильке!). К чему все идет, понятно: в финале любовь должна победить, а женщины — заполучить власть над собственными жизнями.
Грозовой перевал (реж. Андреа Арнольд, 1992)
Эта английский фильм-мелодрама — одна из самых оригинальных экранизаций знаменитого романа Эмили Бронте о запретной любви беспризорника и девушки из богатой семьи. Получилась очень атмосферная картина с дотошным вниманием к мелочам вроде потрескавшихся губ и стрекота сверчков. Хмурый христианин мистер Эрншоу возвращается в свое спартанское имение в Йоркшире вместе с бомжеватого вида подростком (Соломон Глейв). Беспризорника крестят, нарекают Хитклиффом, и он начинает потихоньку приживаться в семействе Эрншоу — хотя обращаются с ним, естественно, как с челядью. Особенно в этом преуспевает сын хозяина Хиндли, недовольный болезненной близостью приемыша с его сестрой Кэти (Шеннон Бир). После пары стычек не настроенного давать себя в обиду Хитклиффа (уже на старте фильма владеющего десятком матерных слов) вышвыривают из дома — а через много лет он, превратившись в респектабельного джентльмена, вернется. Чтобы обнаружить, что Кэти вышла замуж и, скажем прямо, сильно изменилась. «Грозовой перевал» экранизировался столько раз, что все уже давно сбились со счету. Версия бытописательницы британского люмпен-пролетариата Андреа Арнольд («Аквариум», «Красная дорога»), как и большинство предыдущих, благоразумно обрывается посреди романа — и, кажется, это единственное сходство ее фильма с предшественниками. Радикальность подхода англичанки проявляется уже на стадии кастинга: цыгана Хитклиффа кто только не играл — от Оливье до Файнса, — но лишь Арнольд хватило смелости сделать его чернокожим, отчего байроническая дикость и необузданность приемыша приобрели совсем уж гротескный характер. Подчеркнутая цветом кожи классовая озлобленность и жажда мести — в таком прочтении Хитклифф напоминает уже шекспировского Калибана. Кэти, с которой подобного трюка не проделаешь, Арнольд при этом интересует не очень — она больше сосредоточена на прекрасном союзе оборванца Хитклиффа и унылых йоркширских пустошей с их пронзительными ветрами и выцветшими склонами. Вообще, крах отношений и трагедия убежденного романтизма видятся режиссеру каким-то лишним и ненужным отягощением материала. Главное здесь — скрупулезное внимание к деталям: потрескавшиеся губы крупным планом, грязь под ногтями, стрекот сверчков и осыпавшаяся штукатурка. Ее камера дрожит, симулируя рассредоточенность хитклиффовского взгляда, прячется во тьме и постоянно отвлекается — вдруг фокусируясь, стоит герою приблизиться к такому недоступному объекту желания. Желания столь сильного и столь телесного, что от его мощи буквально мрет все вокруг — и звери, и, в конечном счете, люди. А это уже наблюдение, которое составило бы славу далеко не только литературе для интеллигентных барышень.
Еще одна из рода Болейн (реж. Джастин Чадвик, 2008)
Костюмированная драма, где голливудские звезды Натали Портман и Скарлетт Йоханссон играют сестер, делящих короля-любовника.
Уставший от бесплодной жены король Генрих VIII (Эрик Бана) приезжает поохотиться в поместье семьи Болейн, глава которой сразу принимается строить планы и подкладывать под гостя старшую дочь Анну (Натали Портман). Анна относится к отцовской затее без энтузиазма, но ровно до тех пор, пока государь не начинает за ней ухаживать.
Увы, очень некстати на глаза Генриху попадается младшенькая Болейн — Мэри (Скарлетт Йоханссон), пройти мимо прелестей которой не может ни один мужчина. А поскольку Анна тоже никак не может родить наследника, в конце концов спустя 1000 дней после венчания Генрих обвиняет жену в измене и подписывает смертный приговор.
Жестокий и почти правдивый (нет никаких свидетельств интрижки короля с Мэри Болейн, но сестры друг друга и вправду не любили) роман Филиппы Грегори в основе фильма, красотки Портман и Йоханссон, мужественный Бана и неплохой портной — все это вполне убедительные аргументы в пользу искрометной костюмной драмы.
Анна и король (реж. Энди Теннант, 1999)
Школьная учительница из Англии Анна Леоноуэнс приехала учить детей короля Монгкута в экзотический Сиам. Напряжение нарастает по мере того, как Монгкут узнает о готовящемся против него и его режима заговоре. Когда политическая ситуация готова взорваться, для Анны и Короля остается только один выход — стать союзниками в отважной борьбе за спасение Сиама от могущественных врагов, жаждущих его разрушения. Прекрасная историческая мелодрама — кино про настоящую любовь.
Молодая Виктория (реж. Жан-Марк Валле, 2009)
Юность королевы-долгожительницы Виктории и история ее длительного романа с принцем Альбертом. Фильм взял «Оскар» за костюмы. В детстве королева Виктория (Эмили Блант) водила в одиночестве палкой по забору, с лестницы спускалась только под руку, чтобы, не приведи господь, не покатиться кубарем, повзрослев, читала Вальтера Скотта, ездила на оперы Винченцо Беллини и была лояльна к Шуберту. Потом вела переписку с кузеном, немецким герцогом Альбертом (Руперт Френд), за которого позднее вышла замуж. В промежутке между письмами и браком Виктория в порядке подросткового бунта отмазывалась от регентства и вполуха слушала сэров и пэров.
Герцогиня (реж. Сол Дибб, 2008)
Байопик герцогини Девонширской Джорджины, реально существовавшей звезды британского бомонда XVIII века, смотрится ультрасовременно и весело.
Драма эмансипе, которая никак не могла родить своему мужу наследника, терпела менаж а труа со своей лучшей подругой, служила публичным лицом партии вигов и некоторое время открыто крутила роман с будущем премьером — в общем, переживала обычные для светской львицы тяготы и взлеты, — рассказана языком феминистской трагедии, очевидно, больше понятным зрителям, чем нюансы общественной и семейной морали двухвековой давности.
Режиссер смело заменяет приемы с переменами блюд на шведские столы с бутербродами, запускает на бал команду рисовальщиков-папарацци и вбивает в голову герцогини идеи о правах человека, в том числе и человека женского пола. Так в темном царстве шовинизма, неравенства и адюльтера разгорается огонек прогресса.
Огонек (Кира Найтли) носит экстравагантные шляпки, на равных беседует с учеными мужами из оппозиции, требуя между строк избирательных прав для женщин, упрямо не понимает отличие бастарда от законного ребенка, влюбляется на митинге и, несчастная, никак не может научиться заниматься сексом в удовольствие (тут следует практически лесбийская сцена, в которой шею Джорджины лижет леди Фостер, компаньонка и будущая любовница ее мужа). Потрескивают свечи, пиликают скрипки, тускло переливаются десятки метров шелка, белоснежные овечки пасутся на вековых лужайках — судьба человека в костюмной драме неотделима от убранства его поместий.